На минувшей неделе стало известно, что за первое полугодие 2023 года численность пенсионеров в России снизилась на 404,2 тыс. человек.
По состоянию на 1 января зарегистрировано 41,78 млн пенсионеров, а на 1 июля – 41,37 млн. Неработающих пенсионеров стало меньше на 300 тыс. человек, а работающих – на 100 тыс. согласно данным Фонда пенсионного и социального страхования.
Число пенсионеров в России достигло минимального значения за все время действия пенсионной реформы. Напомним, пенсионная реформа, проведение которой началось в 2019 году, предусматривает постепенный подъем пенсионного возраста от 55 до 60 лет для женщин и от 60 до 65 лет для мужчин.
О том, что сокращение числа пенсионеров – результат проведения пенсионной реформы, сказал и заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) Давид Кришталь в интервью газете «Ведомости». По его словам, сокращение числа российских пенсионеров прежде всего связано с переходным периодом пенсионной реформы. Этот период предполагает, что в 2023, 2025 и 2027 годах на пенсию выходят только те, кому она положена досрочно, то есть врачи, артисты, чиновники, а также проживающие на Крайнем Севере и претендующие на нее за выслугу лет.
Таким образом, зная среднюю сумму пенсий, мы можем примерно посчитать, сколько государство экономит благодаря уменьшению количества пенсионеров. По данным Росстата, средняя пенсия в России составляет 18 084 рублей 404,2 тыс. больше ее не получают, значит государство экономит порядка 7,3 млрд рублей в месяц.
Вопрос в том, как потратить эти деньги. В масштабах государства желательно сделать это грамотно, то есть направить их на повышение уровня жизни в стране.
Один из логичных способов – повысить пенсии. Сейчас этот способ особенно актуален, так как на 2024 год запланированы президентские выборы. Как правило, перед началом президентской гонки Владимир Путин всегда оказывает точечную финансовую поддержку наиболее уязвимым категориям общества, к которым относятся и пенсионеры. Получается, что в этот раз поддержка пенсионеров должна быть еще сильнее. С другой стороны, если число пенсионеров падает, есть ли смысл тратить сбереженные средства на стремительно снижающееся число избирателей?
Другой путь – уменьшение пенсионных отчислений. Работодатели перечисляют в Социальный фонд России (СФР) страховые взносы – в общей сложности 32% от заработной платы. Эти 32% не вычитаются из зарплаты, они уплачиваются только за счет работодателя. До 2014 года 22% пенсионных взносов распределялись между страховой (16%) и накопительной пенсией (6%). А с 2014 года накопительная пенсия заморожена, и все 22% идут на страховую пенсию.
На данный момент любой работодатель, когда принимает к себе на работу нового сотрудника, держит в голове, что ему необходимо будет и зарплату ему платить, и налоги за него отдавать. От пенсионных отчислений никуда не уйти. Поэтому для возможной стимуляции увеличения зарплат у работающего населения можно было бы уменьшить пенсионные отчисления без нанесения ущерба будущим пенсиям. Вряд ли найдутся противники подобной меры поддержки населения, если, конечно, провести ее без подводных камней и прочих надписей мелким шрифтом.
Есть и еще один способ потратить сэкономленные на пенсионерах деньги. Это, конечно, поддержка СВО. По разным данным, первый год проведения СВО обошелся в 114 млрд долларов. Это порядка 25–28 млрд рублей в сутки (учитывая плавающий курс валют). В этом плане сэкономленные 7,3 млрд рублей в месяц на пенсиях – это капля в море.
Но все, конечно, зависит от приоритетов государства.
Кирилл Салимов