Стиль, острый как финка: наш великий современник — режиссер Дэвид Финчер

125 прочитали

Недавно Дэвиду Финчер исполнился 61 год, а следом показали трейлер его нового фильма — «Убийца» с Майклом Фассбендером.

Кому-то не нравится постер, кого-то смущает видео (стоит ли верить рекламе в 2023-м?), но факт остается фактом: Финчер — живой классик, режиссер, не устающий удивлять. Как минимум каждый его фильм не совсем вытекает из предыдущего, выступает поперек только что пойманной «формулы успеха».

«Чужой 3» (1992)

Дэвид Финчер и Сигурни Уивер на съемках «Чужого»
Дэвид Финчер и Сигурни Уивер на съемках «Чужого»

Полнометражный дебют Финчера, который он не любит вспоминать и всячески от него открещивается. Настоящий склеп амбиций (или талантов). Сначала сценарий писал фантаст Уильям Гибсон (уже вошедший в историю «Нейромантом»), еще одну версию — Дэвид Туи (в итоге снял своего «Чужого» под названием «Черная дыра», разросшуюся во франшизу про Риддика). Ими список не исчерпывается (существует еще минимум два с половиной сценария), но эти самые известные.

Главный же пострадавший — Дэвид Финчер, который фильм не монтировал, поэтому сложно вообще сказать, насколько это его картина. Выглядит это как прото-«Черная дыра», нарезанная человеком, который вчера побывал на лекции про параллельный монтаж и фестивале тревожных титров, а потом сел склеивать неидеальный сценарий. С одной стороны, там совсем уж рассыпают идеи первого фильма, но если смотреть не с позиции тру-алиентиста, то это довольно занятно сделано. Хотелось бы посмотреть «Чужого» от Финчера сейчас (с полным контролем сценария и монтажа, на него теперь не положишь с ксеноморфом).

Само построение тоже занятно, потому что в нем забивают на синтетиков (андроидов), но высвобождают другую важную для вселенной идею — религиозную (с ней сейчас Ридли Скотт работает в «Прометее» и «Завете»). Жестокий преступник, уверовавший в бога (и принявший обет безбрачия, потому что женщин нет и не предвидится), довольно ёмкий образ для всей франшизы. Человек — это странный баланс духовного и животного, одной рукой крестится, второй совершает акт насилия, одним указом колонизирует космос, вторым — пытается изобрести оружие, чтобы всех убить (и тогда, кхм, нет смысла колонизировать космос). Плюс это самый жестокий фильм серии, не считая приквелы.

«Cемь» (1995)

Финчер и Брэд Питт на съемках «Cеми»
Финчер и Брэд Питт на съемках «Cеми»

Полноценный режиссерский выход Финчера — дождливый триллер о серийном убийце, чей сюжет плутает между «инсталляциями» смертных грехов. Библейские отсылки — чек, но в остальном «Cемь» как будто вылупляется из побочной идеи «Чужого» о природе человека, фокусируясь уже не на внешних, а внутренних факторах. Классический детективный дуэт опытного и молодого (Морган Фриман и Брэд Питт в одной из мрачнейших ролей к тому моменту) лишь оттеняет явление, как считается, нового кинематографического ассасина — интеллектуала, бросающего вызов не столько обществу, сколько самому мирозданию. Здесь же Финчер обретает славу мастера лихих твистов, особенно финальных, и впервые работает со сценаристом Эндрю Кевином Уокером, который затем напишет «Cонную лощину» и новейшего «Убийцу», а на «Игре» и «Бойцовском клубе» выступит скрипт-доктором (то есть поможет довести историю до ума).

«Игра» (1997)

Майкл Дуглас и Финчер на съемках «Игры»
Майкл Дуглас и Финчер на съемках «Игры»

Следом — триллер с незамысловатым, но максимально подходящим названием, раскрытие концовки которого даже четверть века спустя слегка преступно. Закрученная история бизнесмена Ван Ортона (Майкл Дуглас), оказывающегося прямо с аккуратных тротуаров Уолл-стрит в водовороте неожиданных событий, продиктованных, казалось бы, прихотью фатума. Лучшая иллюстрация, что у Финчера особенный интерес к играм, в которые играют люди (часто — с другими людьми), а заодно — востребованный сюжет эпохи: схватка «успешного человека» (тм) с таинственной корпорацией. В «Бойцовском клубе» режиссер как будто просто возьмет более общий план, препарируя общество потребления, но уже тут появляется излюбленный типаж режиссера — трикстера, провоцирующего главного героя и имеющего наглость курить там, где запрещено даже людям из высшего общества. В «Игре» это Шон Пенн в роли брата Николаса. Впрочем, если бы не ударный финал, «Игра» совсем бы затерялась в соседстве с такими мощными фильмами, как «Семь» и «Бойцовский клуб».

«Бойцовский клуб» (1999)

Питт, Эдвард Нортон и Финчер на съемках «Бойцовского клуба»
Питт, Эдвард Нортон и Финчер на съемках «Бойцовского клуба»
Нахрапистая ода нашей слабости, которая притаилась где-то между высоченными домами, в холодильнике или под круглым столиком.

Ненадоедающий шедевр Финчера по контркультурной книжке Чака Паланика, который, в отличие от нашего героя, благополучно пропал с радаров за минувшие 20 лет (не считая спорного камбэка с комикс-сиквелом Fight club). Токсичная маскулинность, раздолье для психоанализа, стремление к комфорту и усталость от тотальной (и обманчивой) безопасности, апофеоз клипового монтажа и хулиганства 25 кадром — про «Бойцовский клуб», кажется, написано уже всё, хотя всегда можно найти что-то еще.

«Комната страха» (2002), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008), «Социальная сеть» (2010), «Девушка с татуировкой дракона» (2011)

Эндрю Гарфилд, Джесси Айзенберг, оператор Джефф Кроненвет и Финчер на обсуждении «Cоциальной сети»
Эндрю Гарфилд, Джесси Айзенберг, оператор Джефф Кроненвет и Финчер на обсуждении «Cоциальной сети»

После кассового провала и культового статуса Fight club Финчер как будто пустился во все тяжкие, выбирая сюжеты как будто на спор: клаустрофобический триллер-безделушка «Комната страха»; монументальная сага с загримированным донельзя Питтом, выросшая из короткого рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Загадочная история Бенджамина Баттона», байопик Марка Цукерберга «Cоциальная сеть» — первый в карьере режиссера, — выискивающий мрачные тени нового тысячелетия в ошеломительном успехе мстительного стартапа (и многим открывший артиста Гарфилда), наконец, экранизация графоманского бестселлера Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона», где Финчер стремится проигнорировать каждую сцену, уже показанную в первой шведской экранизации Нильса Ардена Оплева. Все не то чтобы неуспешные — особенно последний, — но на десять лет режиссер становится синонимом художника, который столького достиг в короткие сроки, что уже не совсем понимает, как себя применить.

«Зодиак» (2007)

Джейк Джилленхол, Хлоя Севиньи и Финчер на съемках «Зодиака»
Джейк Джилленхол, Хлоя Севиньи и Финчер на съемках «Зодиака»

Особняком хочется вынести недооцененного в моменте «Зодиака» — почти трехчасовой детектив о том, что человек — самое опасное животное на Земле, а процесс — гораздо интереснее и важнее результата. Реальная история серийного киллера-загадочника, орудовавшего с 1960-х по 1990-е, превращается в хронику отчаявшихся США, раздираемых страхом и ненавистью, финансовыми неурядицами, войной во Вьетнаме и выходками «Семьи» Мэнсона, отвращением к хиппи и афроамериканцам. Хронику тотальной безнадеги с холодным равнодушием фиксирует бумага: полицейские протоколы, заметки в газете, карикатуры, дневниковые записи, а телевидение и радио во всеуслышание говорят о смерти и ежедневных угрозах, взращивая рейтинг на паранойе. В этом мороке, в сущности, не так важно, был ли Зодиак среди персонажей фильма, поэтому фильм можно пересматривать долго и внимательно — как любимый кошмар.

«Карточный домик» (2013)

Кевин Спейси, Кейт Мара и Финчер на съемках «Карточного домика»
Кевин Спейси, Кейт Мара и Финчер на съемках «Карточного домика»

Несмотря на переменный успех в карьере, именно Финчера стриминговый гигант Netflix выбрал в качестве режиссера (и продюсера) первого флагманского проекта — ремейка британского шоу «Карточный домик». В начале 2010-х сериалы уже числились «новыми романами», однако первый подобный союз режиссера с большой буквы и корпорации воспринимался слегка скептически. В итоге Финчер быстро ушел в сторону, но именно Netflix подарил ему своего рода ренессанс.

«Исчезнувшая» (2014)

Бен Аффлек и Финчер на съемках «Исчезнувшей»
Бен Аффлек и Финчер на съемках «Исчезнувшей»

Триумфальное возвращение Финчера в большое кино — экранизация романа Гиллиан Флинн, заточившей перо в телевизионной критике и ставшей одной из самых заметных фигур в криминальной литературе второй половины нулевых. Флинн мастерски соединяет условную, но манящую интригу с болезненными личными историями о психологическом насилии в самом сердце семьи, демонстрируя их с позиции мужа (Бен Аффлек) и жены (Розамунд Пайк), а Финчер возвращается к излюбленным играм, в которые играют люди, разыгрывая интеллектуальный и практически физический поединок инь и ян, остервенелую борьба противоположностей, которые вместе могут образовать целое, но регулярно цепляются за шероховатости партнера.

«Охотник за разумом» (2017-2019)

Финчер на съемках «Охотника за разумом»
Финчер на съемках «Охотника за разумом»

Снова Netflix — и практически идеальная вселенная Дэвида Финчера, где он, правда, снимал не все эпизоды (однако сменщики — тоже не лыком шиты). 1970-е, зарождение современной криминалистики, демоны внутри и снаружи, богатая галерея серийных убийц и звуковой акцент как ключевой элемент партитуры: весь первый сезон рефреном раздается щелчком закрывающаяся автоматической двери. Выхода нет и не будет.

Второй сезон — еще лучше: 50 оттенков тревожной желтизны и медийность как новое проклятье эпохи (на экране уже 1980-е), а в качестве сердцевины — все еще производственная драмы про потаенные травмы общества, изнуренного войнами, недомолвками, политическими махинациями и банально множащейся социальной несправедливостью. Можно разбирать и разбирать. Жаль, что третьего (заключительного) сезона, скорее всего, не будет.

«Манк» (2020)

Финчер и Гэри Олдман на съемках «Манка»
Финчер и Гэри Олдман на съемках «Манка»

Реализация давнишнего проекта: сценарий «Манка» покойный отец Финчера Джек сочинил еще в 90-е — и с тех пор Дэвид мечтал его воплотить. Байопик сценариста Германа Манкевич (блистательный Гэри Олдман) и погружение в миф о создании «Гражданина Кейна» на самом деле даже не слепок эпохи — хотя местами стилистика 1930-х выдержана достоверно.

Повторю кусок из рецензии:

«Манк» — это фильм про сценарий: разговора, вечера, политической кампании, судьбы, заполошного сна, обрубка памяти, тоста («Манк» — это еще и отличный тост, почти шведский skol). Ода словесному кружеву, в котором вырисовываются и прототипы, и пародии на них, и фантазии, и упущенные возможности, и подслушанные разговоры, и удачно подвернувшиеся колкости, и шутки, пришедшие, как это случалось у Амели Пулен, опосля. Актерам здесь не место — их черед наступает не в момент «сотворения мира», ворлдбилдинга, как сказали бы сегодня, а несколько позже. Для «Манка» важнее показать, сколько факторов — от Великой депрессии до огурчика — влияет на создание истории, как формируется личность печатных страниц (ну или «оставить впечатление о ней»).

Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал).