Телеграм-канал «Тинтина вечно заносит в склепы»
В 2020-м многие (пере)открыли для себя «Заражение» Стивена Содерберга — производственный триллер о пандемии (!), — но подобную же судьбу хотелось бы загадать «Утопии» Денниса Келли, который сейчас наводит шороху с сериалом «Третий день».
Казалось бы, «Утопия» — хит 2010-х, постоянный гость топов лучших и вообще культовый двухсезонник, связывающий в единый узел загадочный комикс, опасный вирус и мировой заговор с эпицентром в Соединенном королевстве. Однако второй сезон принято считать неудачным, в отличие от кислотно-борзого первого. Такая вот наполовину успешная история.
Как водится — это лишь наполовину верное понимание концепта: Келли настолько раззадорил публику конспирологией, черным юмором, твистами и харизматиками в кадре, что легко упустить протараторенные откровения и обещание зеркального сезона.
Отправная точка сериала — графический роман «Эксперимент «Утопия», который, де, предсказывает мировую катастрофу. У комикса есть первый том, а второй — повторяющий историю, но с важными нюансами — считается современным аналогом «сиквела» «Мертвых душ» с той лишь разницей, что не успел попасть в камин.
Однако ключевая тема «Утопии» — не спасение мира и не страх перед заговором/болезнью, что, конечно, способно разочаровать во втором томе сериала (хотя и характеры, и движение истории буксуют и повисают на аршинных допущениях с самого начала). Это история про страх близости, а если совсем буквально — отцовства.
Наркотическая поволока, через которую показан мир сериала, — не пустое пижонство Келли (хотя и оно тоже), не просто алармистский инстаграм-фильтр, который украсил бы «Черное зеркало», но указание, чьими глазами мы видим эту историю (вторая подсказка — ведомые хаотичными импульсами героини, абсолютно непросвечиваемые взором мужчины-рассказчика-пророка; третья — стилистическое изменение серии-приквела, с которой начинается второй сезон).
Проще говоря, «Утопия» рассказывает о попытках незаурядного ума защитить детей от проблемы перенаселения Земли еще более сумасбродным способом, чем придумал Танос, собранным из кровавых, сексуальных и параноидальных фантазий этого разума. Келли — хотел он того или нет — развенчивает образ гениального ученого (тм), который отдает всего себя работе ради блага предоставленных себе детей и цивилизации. И если первый том/сезон был посвящен глобальной идее, то второй — показывает человеческие мотивы, эмоциональную изнанку замысла, разоблачая и без того не самую продуманную идею спасения мира и чад. Безликая Сеть и непостижимый «Эксперимент «Утопия» оказываются человеческими, слишком человеческими — и в этом настоящая трагедия всех персонажей, которых зритель бросает наедине с их дежурным горем. Конспирология слишком верит в чью-то надежную руку по ту сторону хаоса.
Утопия здесь — не видеть во встречном параноика или обманщицу, машину для убийств или двойную агентшу. Все персонажи испытывают проблемы близких контактов — с родителями ли, с детьми, с возлюбленными, или самими собой. И этот цикл недоверия, конечно, не завершится просто так: потому Утопия — всего лишь эксперимент, звено гребаной цепи.
Режиссерская версия текста про «Сокровища Кинопоиск HD», потому что влезть в тысячу знаков для меня порой импосибру.