Или ЗАКОН НОЛАНА.
За минувшие десятилетия создано громадное количество самых разных видеоигр во всех существующих жанрах. И главная задача их авторов - сделать так, чтобы человек с интересом брался за это дело, начинал... и не мог оторваться. А если и выходил, то ненадолго, и опять возвращался, чтобы продолжить.
(В принципе, это требование справедливо и не только для видеоигр, но и, например, для литературных произведений, фильмов, обучающих программ, наборов для поделок и пр.)
Но мало кто знает, что ещё в 1971 году, то есть более чем полвека назад, американский инженер Нолан Бушнелл определил главное требование к любой видеоигре: она должна быть легка в освоении и сложна в прохождении. То есть её легко начать, но трудно в ней достичь мастерства. А для этого начальные уровни следует сделать максимально простыми, чтобы у пользователя возникла иллюзия успешности, а затем постепенно повышать сложность, но так, чтобы не отпугивать человека, и, одновременно, давать ему надежду на скорое победоносное завершение. Которого может и не быть, поскольку последние, самые сложные уровни, способны пройти лишь единицы, однако каждый игрок всё равно должен питать надежды, что уж он-то точно дойдёт до финала.
Бушнелл понял это после выхода в свет своей первой игры Computer Space. Он обнаружил, что управлять игрой можно с помощью четырёх одинаковых кнопок с разными функциями, и это сбивает с толку игроков, которые путаются в них. Поэтому в следующих играх (Pong и Asteroid) Бушнелл максимально упростил элементы управления, сделав их гораздо более понятными.
В дальнейшем ту же самую идею в своих играх реализовал основатель издательства настольных игр Parker Brothers Джордж Паркер, который таким образом обозначил решение проблемы: "Каждая игра должна иметь захватывающую, актуальную тему и быть достаточно простой для понимания большинством людей. Наконец, каждая игра должна быть настолько прочной, чтобы в нее можно было играть снова и снова, не утомляясь ".
"Легко выучить, трудно освоить" - если бы этот принцип, принятый разработчиками современных видеоигр как руководство к действию, взяли за основу создатели наших государственных порталов и информационных систем, пользователи бы ломились туда и охотно пользовались всеми электронными услугами - сами, без рекламы. Однако почему-то очень часто всё сделано с точностью до наоборот - как будто разработчики задались целью отвадить и отпугнуть людей от новых сервисов.
Впрочем, кто их знает, может, так оно и есть, ведь если народ повалит, сервер упадёт, сеть рухнет, а оно нам надо?..
Нолан Бушнелл (родился 5 февраля 1943) - американский инженер, предприниматель, основатель знаменитой компании Atari и ещё двадцати других, владелец сети семейных ресторанов и развлекательных центров Chuck E. Cheese's, разработчик навигационной системы для автомобилей Etak.
Был введён в Зал славы компьютерных игр и Зал славы ассоциации бытовой электроники, по версии журнала Newsweek - один из 50 человек, которые изменили Америку.
В 1997 году Computer Gaming World поставил Нолана Бушнелла на пятое место в списке самых влиятельных людей в игровой индустрии.
Кстати, у меня к вам вопрос: а где ещё, помимо игровой индустрии, применим ЗАКОН БУШНЕЛЛА?
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!