Начался сезон отчетности на российском рынке по итогам первого полугодия 2023. Начинаю потихоньку разбирать отчетность и финансовые метрики эмитентов.
В ТГ-канале уже пошутил, мол, бойтесь желаний своих - иногда они сбываются. Эмитенты словно сговорились в один день, 29-го августа, массово публиковать отчетность. На самом деле истек срок, в течение которого власти разрешали засекречивать финансовые показатели, и видимо продления мер не последовало.
Whoosh
По итогам первого полугодия:
- Выручка: выросла на 38%, до 4,4 миллиардов рублей;
- EBITDA: выросла на 43%, до 2,035 миллиардов рублей;
По итогам первого полугодия Whoosh сохранил маржинальность по EBITDA на высоком уровне в 46%.
- Чистая прибыль: выросла на 228%, до 1,26 миллиарда рублей.
- Скорректированная чистая прибыль: выросла на 113%, до 0,8 миллиардов рублей.
- Чистый долг/EBITDA: x1,2 против x1,3 в первом полугодии прошлого года. Основное гашение в 2025 году.
Напомню, что у меня нет в инвестиционных портфелях акций Whoosh, но есть облигации в обоих облигационных портфелях, причем весьма крупные доли (данные по портфелям обновлял в Telegram-канале буквально пару дней назад).
Так вот, с точки зрения облигационщика отчет хороший - компании хватает денег и на дивиденды, и на беспроблемное обслуживание долговых обязательств.
- Руководство компании сообщило, что Whoosh может направить на выплату дивидендов 1,14 миллиардов рублей, или 50% от скорректированной чистой прибыли по МСФО за 12 месяцев (около 10,2 рублей на акцию).
По итогам 8 месяцев (сезон) количество поездок выросло на 94% год к году. В летние месяцы было сделано на 94-105% поездок больше, чем прошлым летом, при этом выручка за первое полугодие выросла только на 38%, то есть наблюдается замедление роста бизнеса.
Парк компании вырос на 68%. Число аккаунтов выросло более чем в 1,5 раза.
На созвоне с инвесторами менеджмент сделал ряд замечаний:
- В Госдуме выступили против запрета на электросамокаты по примеру Парижа.
Если не видели новость - в Париже запретили электросамокаты в коммерческих целях. Думаю, это локальная история, и точно не про Россию - наша налоговая радуется любому прибыльному бизнесу, особенно сейчас. Но регуляция отрасли точно будет ужесточаться. Ну и в подтверждение этих мыслей - продолжение комментария.
- От всех законодателей слышим очень разумную риторику, все осознали, как самокаты положительно влияют на транспортную инфраструктуру города, все поддерживают.
- В июле удачно разместили облигации на 4 миллиарда рублей, обеспечив финансирование CAPEX-программы 2024 года, уже куплены юани.
- Стоимость поездки будет расти наравне с инфляцией.
- Экспансия в Латинской Америке продвигается уверенно.
Про рынок Латинской Америки компания в принципе положительно отзывается и сообщает о первых финансовых успехах.
Акции мне по-прежнему не интересны, а вот с облигациями сплю спокойно.
Совкомфлот
Тезисно:
- Выручка во 2 квартале составила 588 миллионов $, за полугодие 1,21 миллиарда $.
- Чистая прибыль во 2 квартале составила 210 миллионов $, за полугодие 496 миллионов $.
Иными словами, по обоим показателям видим снижение, чего в целом можно было ожидать (слишком сильно выросли цены на фрахт после санкций, то есть сказывается эффект высокой базы), но чего лично я не ожидал раньше второго полугодия 2023 (так как логистика еще не перенастроилась полностью).
Тем не менее, компания за пол года заработала 18 рублей на акцию, а при выплате 50% от чистой прибыли (приверженность чему также была обозначена в очередной раз) - вероятно получим около 9 рублей дивидендами.
Второе полугодие должно определить, какие финансовые потоки мы будем наблюдать в дальнейшем, так как на рынке морских перевозок происходит стабилизация цен.
Также, подтянул данные из аналитического сервиса, и вот, какую картину имеем по финансовым потокам:
Такова текущая рыночная оценка компании:
Назвать дешевой ее нельзя, но как и писал в Telegram-канале - текущая справедливая стоимость находится на уровне около 140-150 рублей на акцию, то есть небольшой потенциал роста еще имеется.
Тут хотелось бы отметить плановое дальнейшее снижение чистого долга.
И в целом получаем медленно, но растущую компанию.
У меня, как вы возможно знаете, акции Совкомфлота были в портфеле "Русский блудняк", то есть с инвестиционным горизонтом на 5+ лет. Сейчас постепенно откупаю долю.
Татнефть
Год к году, также тезисно:
- Выручка: -21%, до 623,9 миллиардов рублей;
- Операционная прибыль: -38%, до 157,4 миллиардов рублей;
- Чистая прибыль: +6%, до 147,83 миллиардов рублей.
Таким образом за первое полугодие компания заработала около 33 рублей дивидендов на акцию.
С учетом эффекта высокой базы первого полугодия 2022 года и того, что вся нефтянка теперь отчитывается о минусах - отчет весьма хороший. У компании получилось сократить затраты и поддержать прибыль.
Также взглянем чуть шире:
В целом компания отлично проходит сложный период.
А вот с точки зрения рыночной стоимости - есть недооценка, то есть акциям есть, куда еще расти.
Но в дисконт заложены, по всей видимости, риски, связанные со стоимостью нефти (Urals, прежде всего) и потенциальным укреплением рубля.
Тем не менее, прежде, когда я писал о спекулятивной идее в акциях Татнефти и отмечал уровни, а по итогу закрыл сделку в плюс, было не мало вопросов "что делать, если позиция не спекулятивная, а инвестиционная". И глядя на эту картину ответ, на мой взгляд, очевиден - я бы держал (особенно если акции были куплены в тот же период, на дне 2022-го).
Лукойл
Наконец, Лукойл отчитался по МСФО за первое полугодие 2023 - один из самых долгожданных отчетов:
Многие аналитики пишут, мол, поскольку данных за 2022 нет - не с чем сравнить. Я не очень понял, почему именно 2022-ой является тем самым бенчмарком, и провел сравнение с отличным по всем метрикам 2021-ым.
Если сравнивать с 2021, то:
- Выручка: 4 триллиона рублей за 1 полугодие 2021 против 3,6 триллиона за 1 полугодие 2023.
- Чистая прибыль: около 348 миллиардов рублей за 1 полугодие 2021 против 565 миллиардов за 1 полугодие 2023.
При этом ускорение, как мы видим из отчетности, началось со второго квартала в сравнении с 1 кварталом, а ко второму кварталу 2021 - прибыль выросла на 59%.
На счетах компании остается более 1 триллиона рублей.
Ждем выкупа у иностранных резидентов до 25% от капитализации и объявления дивидендов примерно в октябре.
Перспективу по Лукойлу описывал в этой заметке:
Рекомендую ознакомиться, если не видели. Отчетность лишь подкрепила мои личные ожидания.
Картину можно разве что дополнить данными Bloomberg о морском экспорте российской нефти, который резко вырос за неделю и вернулся на прошлые средние (исторически максимальные) значения:
А также данными о цене Urals, которая на практике не соответствовала "потолку" (реальные сделки по другому ценнику совершались), а нынче и официальная стоимость ушла значительно выше:
Акрон и Фосагро
Ну и бонусом отчетность Акрона за второй квартал и первое полугодие:
Тезисно:
- Выручка: -29% во 2 квартале и -40% за 1 полугодие;
- Чистая прибыль: -92% во 2 квартале и -74% за 1 полугодие.
Отчет весьма негативный. И за 2-ой квартал, и за полугодие. Плюс: "добровольный" налог на сверхприбыль составит 4,7 миллиарда рублей по подсчетам самой компании.
Следом отчетность за полугодие опубликовала Фосагро:
- Чистая прибыль по МСФО снизилась более чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, до 41,5 миллиарда рублей;
- Скорректированная чистая прибыль снизилась на 48%, до 55,8 миллиардов рублей;
- Свободный денежный поток вырос на 47% и составил 60,1 миллиардов рублей;
- Показатель EBITDA в первом полугодии уменьшился на 29%, до 96,5 миллиардов рублей, скорректированная EBITDA - на 50%, до 82,8 миллиардов рублей.
- Выручка снизилась на 36,8%, до 212,75 миллиардов рублей. Как пояснила компания, сокращение выручки связано со снижением мировых цен на удобрения с максимумов начала 2022 года.
Из положительного в этом отчете разве что FCF, который вырос, по всей видимости, на сокращении издержек.
Собственно, когда меня спрашивали, почему я не покупал ту же Фосагро - примерно такую картину я себе и представлял. При этом одно дело, если ты "запрыгнул в первый вагон" и другое, если "поезд уже уехал".
Войти в эти активы в начале цикла у меня не получилось, а докупать потом, понимая дальнейшие перспективы и что сверхдоходы на рынке удобрений не будут вечными - уже не хотелось.
Забавно, но акции Акрона даже толком не отреагировали на такую отчетность с сохранением негативной перспективы:
По сути акции остаются в боковике с середины 2022-го.
При этом, если мы берем цены на удобрения:
И добавляем к ним рыночную оценку компаний (например, P/E Фосагро согласно последней отчетности составляет около 15), то понимаем, что в данный момент котировки не отражают действительность.
Следующую порцию отчетов (Сегежа, Северсталь, Globaltrans) постараюсь подготовить к пятнице, то есть к 1 сентября.
Благодарю, что читаете.
По традиции - будьте богаты, здоровы и любимы.