Найти тему
Загадки истории

Какую тайну унесла в могилу последняя жена Василия Сталина ?

Оглавление

У Василия Иосифовича было несколько семей, он крутил романы с разными женщинами. Но официально в браке сын Сталина был дважды. Сначала его супругой была Галина Бурдонская. Затем – Мария Игнатьевна Нузберг (Нусберг).

Про вторую супругу и пойдет речь в этой статье. Говорят и пишут, что у неё была некая тайна. И, судя по всему, не одна.

Новая любовь

Василий Сталин влюбился в очередной раз в непростой период жизни. Он побывал в советских лагерях, вернувшись в Москву, загремел в Лефортово. А оттуда – в столичный институт Вишневского – чтобы поправить здоровье.

Конечно, же лагеря Сталину подпортили жизнь. Его физическое состояние оставляло желать лучшего, как и психическое, пожалуй. Человек был болен, истощен.

И тут то судьба (а, может, не она) подбросила Сталину Марию Игнатьевну Нузберг – медсестру, которая каждый день приходила к Василию Иосифовичу.

По одной из версий, именно она погубила Сталина-младшего.

Если кто-то из вас начал искать еврейский след в этой истории, то прекратите. Да, Мария носила фамилию Нузберг (Нусберг). Однако получила она её в браке, в котором родила двух девочек – Татьяну и Людмилу.

До этого Мария Игнатьевна носила фамилию Шевергина.

Странно другое: 30-летняя женщина, которая не родилась в Москве, которая с большим трудом устроилась в столице Советского Союза, взяла и поехала в Казань, куда Василия Иосифовича отправили в ссылку. Нузберг прихватила с собой и детей.

Можно представить, что это была большая любовь.

Например, Евгений Джугашвили в книге «Мой дед Иосиф Сталин» пишет, что Василий Иосифович официально женился на Марии Игнатьевне Нузберг, удочерил Татьяну и Людмилу.

Но это не говорит однозначно о том, что между Сталиным, которому выдали документы на имя Джугашвили, и Нузберг была настоящая любовь.

Никто не может прокомментировать ту ситуацию, которая сложилась. А версий множество.

Возможно, что Мария Игнатьевна, действительно, влюбилась в Сталина настолько, что готова была поехать с ним хоть на край света.

Не исключаю, что Нузберг хотела стать частью семьи Иосифа Виссарионовича, получить фамилию его сына и так далее. Мало ли… Может, она была большой поклонницей Сталина, несмотря на то что его в 50-х годах прошлого века все публично ругали.

Есть еще одна версия, о которой расскажу чуть позже.

А пока – об некоторой странности:

Николай Зенькович в «Энциклопедическом словаре российской жизни и истории» указал, что Василий Сталин женился на Марии Нузберг, будучи женатым еще на первой своей супруге. Как это получилось – загадка.

Возможно, Сталину сделали какую-то поблажку в загсе. Может быть, возможность жениться без развода появилась потому, что Сталину-младшему выдали новый паспорт – на имя Джугашвили. Может, власти считали, что на Галине Бурдонской был женат Сталин. А Джугашвили в браке не состоял.

Может быть, сама Мария походатайствовала. Ведь её в некоторых источниках называют агентом КГБ. Тот же Евгений Джугашвили такое мнение выражал.

КГБ

Слухи о том, что Мария Нузберг работала на Комитет государственной безопасности, появились не на пустом месте.

Странностей было много.

Во-первых, желание поехать в ссылку в Казань. Вряд ли Нузберг была «женой декабриста». Она многое бросила в Москве. Забрала с собой дочерей. Это всё было тяжело.

Во-вторых, как я написала, Василий Иосифович, будучи в браке, смог легко жениться на новой пассии.

Наконец, как пишет Николай Непомнящий в книге «100 великих загадок XX века», Нузберг делала какие-то инъекции своему супругу. Какие именно – об этом история умалчивает. Хотя были попытки это выяснить.

-2

Дело в том, что Василий Сталин однажды отправил Марию Игнатьевну в Москву – к Анне Аллилуевой. А сам в это время увлекся женщиной по имени Мария Николаевна.

Когда Нузберг вернулась, она смогла прогнать эту новую даму сердца Сталина. Но, спустя время, пригласила её домой к себе, к Сталину, потому что Василию Иосифовичу было уже очень плохо.

Кстати, про дом: ордер на квартиру в Казани почему-то был выписан на Марию Игнетьевну, а не на Василия Иосифовича.

Продолжим: как вспоминала Мария Николаевна, Нузберг колола Сталину какое-то лекарство. Когда Мария Николаевна попыталась прочитать название на ампуле, Мария Игнатьевна бросила склянку на пол и растоптала, пояснив лишь, что это снотворное.

Возможно, Сталину кололи что-то такое, чтобы он побыстрее отправился в мир иной.

Однако это только предположения. Не более.