Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

О новейших французских атомных подлодках, от которых отказались австралийцы

10 августа этого года вошла в строй вторая французская атомная многоцелевая подлодка, построенная в рамках программы "Барракуда" под названием «Дюгэ-Труэн» (Duguay-Trouin). Строилась она 14 лет, пишут, Ковид подгадил. Действительно, первая лодка этой серии, "Сюффрен", строилась всего 13 лет. На этом фоне сроки строительства нашего "Генералиссимуса Суворова", уложившиеся в 8 лет выглядят совсем неплохо.

Немного технических данных.

  • Надводное водоизмещение: 4700 тонн.
  • Подводное водоизмещение: 5100 тонн.
  • Длина: 99 метров
  • Диаметр: 8,8 метра
  • Максимальная глубина: > 350 метров
  • Скорость: > 25 узлов
  • Вооружение: морские крылатые ракеты, тяжелые торпеды с проводным наведением F21, модернизированные противокорабельные ракеты Exocet SM39, мины FG-29, БПЛА Д-19 (перспективная разработка). «Сюффрен» может запустить четыре ракеты за один залп на дальность 1000 километров.

По этому снимку можно судить о её высоте

А по этому о длине:

-2

Исполнение всей программы по строительству 6 лодок этого типа оценивалось предварительно в 7,9 млрд. евро, но уже сейчас предполагается, что сумма составит 9 млрд., а окончательно станет ясно в 2029 году, когда она должна быть завершена.

Основной упор французы делают на совершенно новые технологии управления лодкой, а также то, что она будет в подводном положении производить шума не больше, "чем косяк креветок" благодаря своему водомётному движителю.

Центральный пост устроен следующим образом - упоминаемые объекты обозначены цифрами, снимок кликабелен:

-3

1. Кресло или трон командира, откуда он руководит всеми в центральном посту.

2. Тактильный стол прямо перед командиром, который можно использовать для совместного планирования миссий, навигации, демонстрации кадров с оптронных мачт… Это примерно как огромный дисплей смартфона, водя по которому пальцами можно всё это осуществлять. На этом снимке изображение на нём специально замазано

-4

но вот нашёл фрагмент ролика с чётким изображением

-5

3. две консоли справа от командира предназначены для работы с гидролокаторами. Одна консоль предназначена для акустического аналитика (так называемый «oreille d'or», что по-французски означает «золотое ухо»). Вторая может в том числе осуществлять слежение за донным рельефом, что позволит экипажу подводной лодки точно определять свое местоположение, анализируя форму морского дна. Очевидно, что это будет работать только в хорошо изученной зоне, но это большой плюс в условиях отсутствия GPS или если подводной лодке необходимо оставаться под водой в течение длительных периодов времени и она не может повторно откалибровать свою инерциальную навигационную систему.

4. Модуль управления погружением и всплытием.

5. Тактический модуль, включая РЭБ

6. Рабочее место штурманов.

7. Управление лодкой осуществляется с помощью двух джойстиков

-6

10. Пост управления энергетической установкой

Лодка оборудована оптронными мачтами, т.е. на ней нет перископов, для которых пришлось бы делать отверстия в прочном корпусе.

Еще одна область, в которой Сюффрен совершает революцию: техническое обслуживание. Новой подводной лодке требуется всего одна техническая остановка в год (которая длится около 2,5 месяцев) и после этого она может проводить в море более 200 дней.

Описывающий посещение "Сюффрена" Ксавье Вавассер рассказывает:

Пришло время подняться на борт «Сюффрена». Нас приветствовал командир, Capitaine de frégate Антуан Ришебе. Нам пришлось оставить смартфоны и умные часы позади. Французский флот рассматривает Сюффрена как очень чувствительный актив.

Затем мы вошли в центральный пост. Моими главными впечатлениями были «космос» и «современность». Тем не менее, я наивно ожидал полностью цифровой установки. Однако на борту все еще есть «старые добрые» вентили клапанов, ручки, манометры (кроме кают-компании, спальных отсеков и, может быть, намного меньше, но они все еще присутствуют кое-где, в ЦП). Мне сказали, что это, очевидно, сделано из соображений безопасности и что «полностью цифровые» установки на борту подводных лодок вряд ли появятся в ближайшее время…

Затем мы вошли в офицерскую кают-компанию (13). Помещение было просторным, современным и очень удобным. Мы заметили там несколько Wi-Fi-маршрутизаторов, и командир подтвердил: на борту есть частный/закрытый Wi-Fi, который позволяет экипажу получать доступ к ключевым данным, где бы он ни находился на борту лодки. Сеть Wi-Fi также является средством безопасности, позволяющим круглосуточно и без выходных определять местонахождение каждого члена экипажа (с помощью RFID-чипа на униформе моряков). Затем нам показали каюты: по 6 спальных мест в каюте. Там тоже оказалось комфортно: у каждой койки есть собственный свет, розетка и USB-порт. USB-порт предоставляет морякам доступ к развлекательной платформе, где они могут смотреть фильмы в свободное время.

Речь идёт о личном составе, офицеры, за исключением командира и видимо, старшего офицера, размещаются в трёхместных каютах. Всего их на лодке 8 человек, а вся команда 60-64, в число которых уже вошли 4 женщины - а куда ж нынче без этого? Плюс могут быть 15 спецназовцев, ведь лодка способна нести специальную камеру для хранение подводного транспортёра для них, через которую и осуществляется выход спецназа.

-7

Немного о том, как строят эти лодки на площадках Naval Group в Шербуре.

"При его длине 99 метров, высоте, сравнимой с 7-этажным домом, строители, суетящиеся вокруг него и на его вершине, похожи на лилипутов. Однако большинство из них невидимы. Внутри гиганта работают около пятидесяти технических специалистов, выполняющих сварку одного из 17 000 участков трубопроводов или подключение одного из 70 000 устройств на борту.

В результате сборки около 1 миллиона деталей подводные лодки являются наиболее сложными в производстве объектами в мире.

Высокопроизводительный станок, оснащенный 5-осевой фрезерной головкой, вмещает 350-тонные детали на 14-метровой платформе; три пресса мощностью от 2000 тонн до 12 000 тонн «холодным способом» формируют элементы корпуса с использованием сверхспецифических сталей;

-8

Оттуда эти детали затем перенесут в промежуточный сборочный цех. Как и гражданские самолеты, подводные лодки собираются путем соединения разных секций, то есть настоящих секций подводной лодки длиной около двадцати метров. Каждая «Барракуда» состоит из 5 секторов: A в задней части несет двигательную установку, промежуточные секции B, C, D объединяют центральную станцию ​​навигации и управления, боевую систему, реакторный отсек и жилые помещения экипажа, а носовая часть Е оборудована пусковыми установками для ракет и балластными цистернами. На этом аналогия с самолетами заканчивается.

Если отсеки самолетов оборудованы «только» полом, багажными отделениями, окнами и рядами сидений, то отсеки подводных лодок напичканы оборудованием: клапанами, насосами, кабелями, электрическими панелями... Плотность размещения бортового оборудования чрезмерно. И не зря, если самолет должен быть максимально легким для полета, подводная лодка должна иметь плотность, идентичную плотности воды, чтобы маневрировать. «Подводная лодка — самый сложный объект, который когда-либо был разработан и изготовлен человеком». Для изготовления атомной подводной лодки с баллистическими ракетами требуется около 1 миллиона элементарных деталей, тогда как для изготовления автомобиля требуется "всего" 10 000, для бронетанка - 15 000,777...

Примерно такие лодки планировалось поставлять в Австралию, но США с Британией, смогли тут подставить французам ножку. Ну, что, бывает. Когда французы пропихивали свои "Рафали" в Индию вместо наших МИГов, они ведь были уверены, что "и жизнь хороша, и жить хорошо"...

А теперь немного о грустном. Неплохой подводный флот был у французов и раньше, не без прибамбасов, конечно, вспомним хотя бы историю "Сюркуфа". Но ни в Первую, ни во Вторую мировые войны он не показал практически ничего. Об этом можно прочитать в более ранних статьях:

О французском подводном флоте времён 1-й Мировой войны. Довольно печально.

О французском подводном флоте времён 1-й Мировой войны. Довольно печально.
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ11 сентября 2020

..................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: