Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Подводные лодки Франции- месье знали толк в извращениях

Речь пойдёт о конструкциях французских подводных лодок в период между двумя мировыми войнами. Никак невозможно не упомянуть о подводном монстре "Сюркуф":

Но о нём столько уже написано-перенаписано, и я сам приложил к этому руку. Вкратце лишь напомню, что он имел два 203мм орудия, гидросамолёт,

-2

специальный катер для доставки абордажных команд на вражеские суда, а также на нём было предусмотрено помещение типа карцера на 40 человек для размещения пленных. До такого даже англичане не додумались, хотя построили 4 лодки, имевшие по одному 305мм орудию. Не удержусь, чтобы не разместить снимок одной из них на фоне знаменитого лайнера "Аквитания":

-3

Толку от них не оказалось никакого, и если подробности печального конца британских известны, то "Сюркуф" так и исчез в океанских просторах бесследно, остались лишь различные домыслы, как это произошло.

Поговорим лучше об обычных французских подводных лодках, хотя они были как раз не совсем обычными. Необычность их заключалась в том, что на них упорно применялись конструктивные решения, от которых на флотах других стран давно отказались.

Например, устройство торпедных аппаратов. На британских подводных лодках перед первой мировой войной устанавливались так называемые траверзные торпедные аппараты, в отличие от обычных располагавшиеся не вдоль, а поперёк корпуса. Практика показала, что это достаточно бесполезное устройство и от них быстро отказались.

Имелись также поворотные ТА, в Британии тоже не получившие развития, а вот в российском флоте в виде аппаратов системы Джевецкого они, постоянно совершенствуясь, использовались практически до окончания Первой мировой войны. Вот характерное фото подводной лодки "Барс" с такими аппаратами:

-4

При стрельбе устройство разворачивалось под углом к диаметральной плоскости лодки. Казалось бы, сплошной профит - при пуске не появляется воздушный пузырь, демаскирующий лодку, можно стрелять практически одновременно, развернув аппарты одного борта под разными углами, таким образом получается своеобразный веер, от которого цели очень трудно увернуться, само устройство имело значительно меньший вес, чем трубчатый аппарат, а значит, можно было установить их в большем количестве.

Однако минусы перевесили - низкая точность прицеливания, деформация торпед при погружении на значительные глубины, невозможность перезарядки и обслуживания торпед, очень большое гидродинамическое сопротивление всех этих выступов и ниш. А каково было управлять лодкой на ходу, когда аппараты отводились от корпуса - это же куча дополнительных вертикальных рулей.

Уже зимой 1915-16 годов аппараты Джевецкого на ПЛ "Барс", "Гепард" и "Вепрь" были перенесены на палубу, а ниши по бортам заделаны. На "Волке", "Тигре", "Львице" и "Пантере" – во время достройки.

Снимок ПЛ "Волк" - видны заделанные ниши:

-5

Спуск на воду ПЛ "Тур" 20 мая 1917 года. Видны аппараты Джевецкого на палубе:

-6

К 1920 году на лодках, остававшихся в строю, эти аппараты были убраны окончательно.

Другое дело французы. Они упорно продолжали устанавливать на лодки поворотные торпедные аппараты, правда только в виде трубных. Те, кто достаточно читал классиков французской литературы, должны были заметить прижимистость французских буржуа, если выразиться более толерантно - стремление к экономии где только возможно. Это выразилось также и в калибрах торпедных аппаратов. Зачем тратить на гражданское судно торпеды калибром более 400 мм? Поэтому в аппаратах часто использовалась связка из центрального калибром 550мм, применявшихся на французском флоте, и двух боковых по 400мм. Или наоборот. На снимке поворотный торпедный аппарат на подводной лодке "Минерва", 1942 год:

-7

Снимок устройства для поворота аппарата:

-8

Чистка картошки над поворотным торпедным аппаратом:

-9

Загрузка торпед:

-10

В верхней части снимка виден развёрнутый вместе с частью надстройки кормовой аппарат. А это тот самый "Сюркуф" во время постройки, снимок 1929 года. В верхней части виден второй аппарат, развёрнутый поперёк палубы:

-11

Но "Сюркуф" имел торпедные аппараты и внутри прочного корпуса, в первом отсеке. А вот лодки типов "Сирсе" или "Аргонот" постройки 20-х и 30-х годов в прочном корпусе располагали только одним однотрубным торпедным аппаратом с запасной торпедой, остальные шесть распределялись так: два однотрубных по бортам, а за рубкой один поворотный двухтрубный и в самой корме поворотный трёхтрубный.

В принципе, при стрельбе в надводном положении такое расположение особых проблем не должно было создавать. Тем более, мы же помним, что в начальный период войны, когда радиолокация была ещё в зачаточном состоянии, а противолодочная авиация не составляла постоянной угрозы, атаки в надводном положении широко использовались например немецкими подводниками.

Другое дело - как должен был влиять такой торпедный аппарат или даже участок надстройки, развёрнутый на борт, на управляемость лодки при движении в подводном положении?

Какие же успехи имели французские подводники, располагавшие такой техникой? Надо попутно заметить, что не только в одной технике дело, моряки команд тоже кое-что значат :), но тут уж как есть. До падения Третьей республики под ударами немцев подводной лодкой «Понселе» был захвачен германский блокадопрорыватель "Хемниц", а на минах, выставленных "Сафир" и "Рюби" погибли 7 транспортов, причём досталось и шведам, и норвежцам после захвата Норвегии немцами. И это всё.

Не более успешными были действия подводных лодок правительства Виши. ПЛ "Бевезье" 25 сентября 1940 года торпедировала британский линкор "Резолюшен", выведя его из строя на 9 месяцев. Лодка имела 4 фиксированных торпедных аппарата внутри прочного корпуса, остальные поворотные вне его. Каким типом была произведена атака, установить не удалось.

-12

ПЛ "Ле Эро" в ноябре 1941 года потопила норвежский транспорт "Тоде Фагелунд" на 5750 брутто-тонн. И это всё, за всю войну.

Свободные военно-морские силы Франции (FNFL). Ну тут хоть что-то. Продолжала свирепствовать "Рюби", выставляя мины, которые повредили и уничтожили судов больше, чем вообще кто-нибудь во французском флоте. За 22 боевых похода она осуществила 11 минных постановок, жертвами которых стали 9 транспортных судов (ещё 1 повреждено) и 9 боевых кораблей. И ещё утопила один норвежский транспорт, непонятно только артиллерией или торпедой.

ПЛ "Curie" одержала 3 победы, но это была британская лодка типа U, переданная FNFL в 1943 году. Поворотных ТА не имела.

"Юнона", "Орфей", "Касабланка" сумели потопить по однму судну, поворотные аппараты имели только как вспомогательные. Ну, а больше-то и вспомнить нечего. Это вам не немцы, американцы, японцы или итальянцы.

И что ж вы думаете, отказались французы от поворотных торпедных аппаратов? Отнюдь. Лодки, которые не достроили перед войной, так и достраивали с такими аппаратами вплоть до 1948 года. Завидное постоянство.

Как воевали французские подводники в 1 мировую войну:

О французском подводном флоте времён 1-й Мировой войны. Довольно печально.

А это о британском техническом гении:

Подводные лодки с пушкой как у линкора и другие детища британского гения

Подробно о "Сюркуфе":

Таинственные исчезновения самых необычных подводных лодок

................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь