Найти тему

Корпоративный английский, не потратив деньги и время впустую: что важно знать?

Оглавление

Hello! Это UN Business English - образовательный проект с носителями языка для успешной деловой коммуникации с иностранными клиентами. Помогаем презентовать проекты, решать проблемы по телефону, дипломатично выражать свою позицию, вести переговоры и многое другое на английском языке.

В этой статье расскажем:

  • Чем отличается General English (Общий английский) от Business English (Бизнес английский), и почему знание первого не всегда означает уверенное владение вторым
  • Как презентовать себя и услуги в дипломатичной профессиональной манере на английском языке
  • Какой вариант обучения выбрать для сотрудников своей компании (или для себя индивидуально)
  • Как сделать так, чтобы корпоративное обучение английскому работало на реальные потребности, а не превратилось в пустую трату денег компании и времени сотрудников

Let’s get it started!

Несмотря на то, что многие давно осознают важность английского языка для современной жизни, далеко не все сотрудники компаний могут говорить на нем свободно, особенно для бизнес целей.

Связано это с разными причинами, но, как правило, самая главная - отсутствие конкретной необходимости. Например, предприниматель ведет бизнес на российском рынке и все у него/нее замечательно, с иностранными коллегами общаться не нужно. Либо, у самих сотрудников нет такой обязанности. Кстати, вопрос о том, почему в компании важно изучать английский язык, даже если на данный момент у нее нет иностранных клиентов, также можем разобрать в следующей статье.

Но вот, let’s say, эта необходимость появляется и с этим нужно что-то делать. Здесь важно понимать, что у довольно большой части IT специалистов уровень английского языка более чем неплохой. Это подтверждает совместное исследование Skyeng и Headhunter, в котором отмечается, что “с 2017 по 2021 год уровень знания английского у соискателей вырос с A1 (начальный) до B1 (средний) и С1 (выше среднего)”. То есть в целом, IT специалисты и сотрудники международных компаний это явно не те люди, которые потеряются в другой стране.

Тем не менее, многие организации дают своим сотрудникам ценную возможность продолжать развивать свои навыки английского языка в процессе работы. Чем это выгодно компании?

  • Сотрудники не останавливаются в развитии своих навыков, а поддерживают и повышают уровень владения английским в процессе корпоративного обучения
  • Повышение лояльности сотрудников - компания становится для них местом работы, которое объединяет и развивает, ведь она предоставляет возможности для личностного и карьерного
  • Готовность сотрудников к международным проектам: команда, имеющая регулярную языковую практику - это команда, готовая к выходу на международный уровень, когда это понадобится компании
-2

Здесь предстает по меньшей мере два варианта корпоративного обучения: General English (Общий английский) и Business English (Бизнес/деловой английский). Чем они отличаются и почему знание первого не всегда означает уверенное владение вторым?

General English подразумевает общение на общие темы связанные с разными аспектами жизни: хобби, еда, одежда, путешествия, книги, фильмы и многое другое. На более высоких уровнях для обсуждения часто выбираются более концептуальные, “философские” темы, то есть подразумевающие глубокое их осмысление, например “значения снов”, “роль современного искусства” или “проблемы материального мира”.

Проработка данных тем направлена на общее развитие учеников, на занятиях они учатся выражать свое мнение по поводу самых разнообразных вещей, рассказывать о своей жизни, иногда делиться личными эмоциями и переживаниями.

C Business English дела обстоят несколько по-другому. Данные занятия тоже, безусловно, направлены на развитие учеников, они также узнают новое, делятся своими мнениями и обмениваются идеями, обсуждают статьи, видео и другие материалы по необходимости. Но есть важное отличие: все это происходит именно в русле деловой тематики. Так, темами данных занятий могут быть: карьерная лестница, корпоративная культура, служба поддержки клиентов, заключение сделок, продажи, и многое другое. В процессе занятий ученики осваивают такие навыки как нетворкинг, ведение переговоров, презентация проектов, командная работа, информирование о проблемах и их решение и тд. В данных вопросах личным эмоциям несколько меньше места, важная задача учеников - использовать профессиональную лексику, научиться вести коммуникацию вежливо и дипломатично, что бы ни случилось (имеется в виду, что собеседники (иностранные клиенты, партнеры) не всегда могут быть такими же вежливыми).

-3

И вот в чем дело. Сотрудник компании может неплохо (например, A2-B1) знать общий английский: рассуждать на совокупность разных тем, но поскольку он не оттачивал английский именно для деловых переговоров, его речь может звучать не так профессионально. Сейчас покажем на примере работы нашего проекта, как мы постепенно помогаем перестраивать речь наших учеников.

На одном из занятий мы смоделировали ситуацию, где наш ученик (в качестве представителя своей компании) и носитель языка (в качестве CEO или топ-менеджера воображаемой крупной иностранной компании) встретились на нетворкинге, и задача первого была презентовать себя, свою компанию, ее опыт, услуги и то как это может быть полезно для второго. В процессе диалога одна из реплик ученика была следующая:

“I understand your problem. We had the same one. But now we have a lot of experience in it. We worked with the best companies in e-commerce. We can help you, if you want”

Все ли здесь правильно с точки зрения грамматики и вокабуляра? Да. Поймут ли сотрудника потенциальные иностранные клиенты? Да. Звучит ли это профессионально? Не очень.

Вот как можно улучшить навык самопрезентации, чтобы звучать более дипломатично и профессионально:

  1. В ситуации нетворкинга, когда потенциальный клиент поделился своими сложностями или негативным опытом с каким-то исполнителем, говорить “I understand your problem” не совсем хорошо. Мало кто любит признавать и тем более легко делиться тем, что у них есть “problems”, к тому же напоминать об этом - не лучший вариант. Вместо этого можно сказать что-то вроде “I see what you mean” / “I feel you”, “I understand your situation”, “I know how difficult/challenging it may be”. Таким образом вы опираетесь на понятие “сложность”, избегая более неприятное “проблема”.
  2. Далеко не во всех ситуациях говорить о проблемах своей компании (“we had the same one”) - хорошая идея. Это может показать вас не с лучшей стороны как сотрудника или специалиста. Однако можно поставить акцент на то, что у вас есть в этом опыт. Следующее предложение приближает нас к этому, но его минус в том, что оно абстрактное: “we have a lot of experience”, ведь сразу возникает вопрос: “a lot” это сколько? Поэтому мы рекомендуем добавлять конкретику: “we have more than 5 years of experience in (marketing)”
  3. C фразой “we worked with the best companies in e-commerce” тоже все нормально, но вот как ее можно улучшить и сделать более дипломатичной. Когда мы говорим “we worked” - мы говорим о прошлом, и в том числе направляем нашего собеседника думать о прошлом: “мы работали, когда то, а сейчас может быть уже и не работаем”. Поэтому можно акцентировать именно наличие этого опыта, в настоящем, добавив конкретики: “we have experience working with export companies” / “we have experience developing marketing strategies for Amazon”. Также, говорить о наличии опыта с “the best companies (in e-commerce)” несколько оценочно. Лучше обозначить конкретные названия или цифры, которые скажут сами за себя. Так, если вы, например, скажете что работали с Amazon, вам не нужно добавлять, что это крупнейшая компания в сфере e-commerce, всем это и так понятно. Но если мы говорим про Сбербанк, который не так известен по всему миру, можно добавить подобного рода факт: “Sberbank, Russia's largest bank”.
  4. И последнее: предложение услуг фразой “we can help you, if you want” - довольно прямолинейно (в плохом смысле) и не очень убедительно. Во-первых, при первом общении на нетворкинге вас маловероятно кто-то попросит оказать услуги сразу, поэтому говорить “we can help you” несколько иррелевантно. Можно сказать более мягко: “we’d be happy to discuss your case / initiate your project”, а вместо “if you want” продолжить с более вежливым “if you’d be interested”.

Подытожим: общий английский развивает личность и помогает выражать чувства, мысли и идеи о жизни в целом, а деловой английский развивает специалиста и учит  трансформировать профессиональные навыки в успешную коммуникацию с иностранными клиентами.

Какой вариант стоит выбрать для компании? Приводим приблизительные критерии, ведь решение всегда будет основано на индивидуальном запросе организации:

Общий английский, если:

  • в компании пока нет или есть небольшие по объему проекты от иностранных заказчиков, не требующие интенсивной коммуникации
  • нужно приятное и полезное занятие для сплочения и общего развития команды
  • нужно поддерживать знание языка на уровне, достаточном для поддержания общения с иностранцами на общие темы

Бизнес английский, если:

  • в компании есть значительные по объему проекты от иностранных заказчиков, требующие интенсивной коммуникации
  • важно, чтобы сотрудники умели не просто общаться на английском, а доносить ту или иную позицию компании структурированно и профессионально
  • важно, чтобы сотрудники умели дипломатично разрешать споры и разногласия, возникающие в процессе переговоров с иностранными клиентами или партнерами
  • нужно вести переговоры, презентовать проекты, делегировать задачи, информировать об апдейтах, напоминать о договоренностях и многое другое на английском языке также умело и красиво, как на русском

А теперь вернемся к главному вопросу статьи: как сделать корпоративное обучение эффективным для процессов компании?

Во-первых, нужно четко сформулировать запрос: для чего вам нужно корпоративное обучение? Варианты запросов мы как раз прописали выше. Отталкиваясь от них, можно понять, какой тип обучения нужен. Кстати, вариант с переходом от общего английского (чтобы сотрудники сначала разговорились на отвлеченные темы) к деловому английскому  тоже вполне рабочий и эффективный.

Во-вторых, будет очень полезно добавлять в обучение материалы, факты и темы, с которыми ваши сотрудники имеют дело на постоянной основе. Это могут быть статьи, которые они читают, презентации, которые готовят в процессе пресейла и многое другое. В общем то, в чем хочется улучшить свои навыки и сразу же их применить на работе.

Урок для сотрудников IT компании по подготовке презентаций (распределение особенностей и преимуществ услуг) на примере Тиндера с использованием интерактивной платформы
Урок для сотрудников IT компании по подготовке презентаций (распределение особенностей и преимуществ услуг) на примере Тиндера с использованием интерактивной платформы

Дальше на основе вашего запроса и дополнительной информации исполнитель будет выстраивать ваше корпоративное обучение так, чтобы его польза была максимально релевантна и применима к работе в компании.

В целом, this is it! Надеемся всей душой, что статья была полезна. Мы были бы очень благодарны, если бы вы поделились мнением:

Что для вас самое полезное в изучении английского языка (если вы специалист)? Что самое важное в корпоративном обучении (если вы владелец компании)?

Best, UN Business English