Найти тему
Postupaem.gramotno

Поступление в лицей НИУ ВШЭ

Иванова Лилия, репетитор по русскому языку
Иванова Лилия, репетитор по русскому языку

Для поступления в лицей «Вышки» на любое направление необходимо сдавать русский язык. Сразу хочу отметить: уровень сложности этого экзамена – максимальный (это касается и 9 класса, и 10). «Умные, но ленивые» его проваливают всегда.

В чём особенности этого экзамена?

Во-первых, в нём присутствуют задания по словообразованию и этимологии. Причём уровень этих заданий достаточно высок. В общеобразовательных школах эта тема разбирается намного примитивнее: вам никто не будет объяснять субстантивацию и аббревиацию на обычных уроках.

Во-вторых, практически в каждом задании есть «ловушки». Например, верно ли утверждение: «слово пароходный образовано сложением»? Большинство указывает, что это верно. Однако это не так. Слово пароходный образовано от слова пароход суффиксальным способом (добавили -н-), а вот уже пароход образовано сложением. Когда вы знаете ответ, это кажется очевидным, но на экзамене без тренировки почти все делают ошибки.

Другой пример: в предложении «Ведь многое в довоенной жизни было ужасн_» нужно вставить пропущенную букву и определить часть речи. Задача кажется примитивной на первый взгляд, однако не всё так просто. Вставить пропущенную «о» не составит никакого труда. А вот определить часть речи сложнее. Ужасно может быть как кратким прилагательным, так и наречием. В предложении «он ужасно выполнил работу» это слово будет наречием (выполнил *как?* ужасно), а в задании это уже краткое прилагательное («многое» было *каково?* ужасно)

Обратите внимание на то, что слово «многое» в этом предложении является подлежащим, по форме же оно похоже на определение. Такие уловки встречаются в заданиях на проверку синтаксической роли слова.

Всё это лишь верхушка айсберга, поэтому готовиться к этому экзамену я призываю заранее, вооружившись мотивацией и усидчивостью.