Найти тему
Закреплено автором
Postupaem.gramotno
Вся правда о репетиторстве
1020 · 1 год назад
Некролог и некромант В ЕГЭ есть задание на постановку ударений (№4), в нём встречается слово «некролог». Большинство выпускников, к счастью, не знают, что это такое, поэтому из раза в раз на занятиях повторяется один и тот же диалог. Ученик неправильно выбирает варианты ответа и читает вместо «некролОг» «некрОлог». Закономерно поправляю и спрашиваю: - Что такое некролог? - Не знаю, наверное, это какой-то врач. - Что же он лечит? - Понятия не имею. - Давай попробуем отгадать. Что такое «некро»? Ты ведь, наверняка, знаешь, кто такой некромант? -Знаю, он мёртвых поднимает *тут, кстати, философский момент по поводу поднимает/оживляет, но не будем отвлекаться*. -Так, значит, «некро» как-то связано со смертью. Может быть, ты знаешь другие слова с этим корнем? Далее ответы разнятся в меру образованности и испорченности. Как-то раз я даже услышала «Некрономикон». Спрашиваю, что же всё-таки лечит некрОлог, исходя из полученной информации. Приходим к выводу, что, видимо, это патологоанатом. На этом месте приходится себя одёргивать и рассказывать истинное значение этого слова. НекролОг – письменное упоминание о чьей-то смерти, содержащее рассказ о жизни и достижениях покойного. Происходит от двух греческих слов «некрос» - мёртвый и «логос» - слово/мысль. «Любой пиар хорош, кроме некролога» - популярное нынче переиначенное высказывание Марка Твена.
5 месяцев назад
Топ-4 идей от моих учеников для итогового сочинения.
Совсем скоро выпускники будут писать итоговое сочинение, а значит, пришла пора готовиться, вспоминать все прочитанные в тяжких муках литературные произведения и судорожно подгонять их под темы из закрытого банка ФИПИ. В связи с этим, чтобы немного разрядить напряжённую обстановку, предлагаю мой личный рейтинг литературных произведений, которые предлагали мои ученики для использования в качестве примеров-аргументов. 1. Несуществующее произведение реального индийского автора, который пишет на хинди и никогда не переводился на другие языки...
5 месяцев назад
Задавать вопросы
Когда мы определяем часть речи на уроках, мы задаём вопрос. «Человек» (кто? что?) – существительное. «Учится» (что делает?) – глагол. Через вопрос мы определяем принадлежность понятия к какой-либо общности, мы его характеризуем: это предмет, действие, признак, количество и т.д. В жизни не менее важно задавать вопросы себе: «кто я?», «что я умею?», «кто все эти люди и где мои вещи?» Ответы помогают приблизиться к осознанию проблемы и к её решению. Но ложный ответ, как и неправильно сформулированный вопрос, ведёт к усугублению проблемы. Например, вопрос: «Почему у меня не получается правильно выполнять...
8 месяцев назад
Ляпы
Несколько дней назад ко мне обратился человек с предложением о соавторстве. Его предложение заключалось в том, чтобы издать сборник «ляпов» известных людей. Я, конечно, вежливо отказалась, потому что очень не люблю эту тематику. Таких публикаций много, даже у меня где-то лежит подобный сборник, маскирующийся под пособие по стилистике. Первое, что мне не нравится в этой затее, помимо её вторичности, — это высокомерие составителей. Мы все ошибаемся, «не судите, да не судимы будете». Ошибки нужно исправлять,...
1 год назад
Грамотность и мессенджеры
Почему набор текста в телефоне мешает развитию грамотности? В современном мире мы не представляем себе жизнь без общения в мессенджерах и социальных сетях. Обычно мы это делаем при помощи телефона. В большинстве телефонов есть автозамена, которая может сыграть с нами злую шутку. Дело здесь не только в том, что она может подменять слова так, что потом будет смешно и неловко, но и в том, что мы утрачиваем навык грамотного письма. В случае, когда ошибка исправляется автоматически, мы перестаём следить за тем, что мы пишем: не перечитываем написанное, не проверяем написание слова...
1 год назад
Как привить любовь к чтению?
Родители учеников часто просят привить любовь к чтению, иначе говоря, заставить ребёнка читать, а то он «всё время проводит в телефоне», «не интересуется ничем духовным». У меня был случай. Папа ученика после занятия подошёл ко мне и сказал: «Я не могу заставить этого оболтуса читать. Вас он уважает, попробуйте Вы до него донести, насколько это важно в жизни». «И сразу потерять всякое уважение», - подумала я. Как известно, мысль о том, что современное поколение совсем обленилось, распустилось и деградировало, постоянно муссируется со времён египетских папирусов...
1 год назад
Итоговое собеседование в 9 классе по русскому языку
Сегодня речь пойдёт об устной части экзамена по русскому языку в 9 классе – допуске к ОГЭ. Устную часть обычно сдают в феврале. Она состоит из чтения текста, его пересказа, монолога и диалога. Давайте разберёмся, зачем нужен этот экзамен и как его сдавать. Устную часть сдают все: и те, кто будет поступать в вуз, и те, кто закончит обучение в 9 классе. Поэтому экзамен сдать не сложно: критерии оценивания позволяют получить зачёт, сдав на 10 баллов из 20. Чтобы не пройти этот порог, нужно вообще не готовиться или очень сильно растеряться...
1 год назад
Зачем нужны синекдохи?
Зачем мне все эти «синекдохи», «метонимии» и «парцелляции»? Многие ученики возмущаются необходимостью заучивать определения для средств художественной выразительности. По их мнению, это всё абсолютно лишнее, в жизни никак не пригодится, а только отнимает время от по-настоящему важных занятий. Попробуем разобраться, зачем это нужно и нужно ли на самом деле? Если вы хотите выбрать рабочую профессию, ограничить сферу своих интересов какой-либо узкой областью, не связанной с языком, то однозначный ответ – не нужны...
1 год назад
Про «лайфхаки» или почему ЕГЭ – это так сложно?
Многие ученики меня спрашивают: зачем в ЕГЭ по русскому так много правил, исключений и прочих заморочек? Неужели нельзя было сделать просто и понятно, чтобы все сдали хорошо? Вопрос абсурдный, но задают его постоянно, поэтому отвечу. ЕГЭ – это система конкурсного отбора. Суть этой системы в том, чтобы разделить общий поток абитуриентов на группы: сильные, средние, слабые – а также ранжировать их внутри этих групп. Это нужно, чтобы в престижные вузы поступали умные ребята, а в средние – ученики попроще...
1 год назад
Можно ли хорошо подготовиться к ЕГЭ по русскому без репетитора?
Если коротко, то да, конечно, можно! Поделюсь своим опытом. Я сдавала ЕГЭ в 2006 году, когда он проходил в порядке эксперимента и топовые вузы его ещё не принимали. У меня не было возможности заниматься с репетитором, кроме того, высокий балл ЕГЭ не давал мне никаких преференций при поступлении в МГУ. Тогда вступительный по русскому был в формате сочинения. ЕГЭ образца 2006 года сильно отличался от нынешнего: было три части А, В и С с различной шкалой оценивания. Я сдала на 93 балла (сделала ошибку в одном задании части В)...
1 год назад
Что даёт образование топового вуза?
Бытует распространённое мнение о том, что значение высшего образования сильно преувеличено. Популярны истории о том, как кто-то не получил высшее образование или бросил вуз, а потом стал очень успешным, богатым, известным человеком. Я считаю, что это в большей степени исключения, чем правило. Хороший вуз формирует в человеке важные качества, которые в дальнейшем помогают не опускать руки и стремиться к реализации своих целей. Сразу оговорюсь, что это не для всех. Если к обучению нет способностей,...
1 год назад
Об отличниках
О троечниках я уже писала, пришло время рассказать об отличниках. Нужно ли им готовиться и если нужно, то как? Во-первых, нужно честно признаться, «пятёрка» по русскому – это ваша заслуга или учитель с вами слишком мягок? Это очень важно, ведь от этого будет зависеть итоговый результат. Чтобы это проверить достаточно просто решить любой пробник и посмотреть, много ли вопросов по заданиям, сколько ответов угадано, а что получилось хорошо с первого раза. Если результат ниже 70 баллов, а вы хотите 100, начинать готовиться надо с сентября (1-2) раза в неделю...
1 год назад