Привет всем, это Макарий.
Эта статья не будет носить характер научного труда. Напротив, это личные заметки, которые делаются во время обучения. Именно данный формат мы с другом выбрали для ведения блога, поэтому вы встретитесь с моими обращениями напрямую к Дмитрию или отсылками в личные примеры. Нам проще и продуктивнее учиться, объясняя пройденную тему в виде статьи.
Страх сделать ошибку.
Когда мне перевалило за 20, а у многих этот процесс происходит раньше, я начал анализировать своё поведение в разных ситуациях. Почему некоторые вещи мне кажутся простыми, некоторые трудными. Главное, почему я там, где я есть по уровню заработка и наличию различных благ, а не как мои знакомые зарабатываю 100 тыс.+ и езжу на новеньком BMW.
Изучая себя я пришёл к умозаключению:
Я боюсь.
Из-за страха я становлюсь несознательным. Из-за него я откладываю то, что стоило сделать раньше. Именно он является причиной моей боязни браться за что-то новое и не хочет, чтобы я выходил из привычной среды. Из этого я сделал ещё один вывод:
Мне комфортно бояться.
Почему я попал в такую ситуацию?
Есть много разных теорий почему человеку так проще, но мне понравились примеры, которые привёл Павел Воронцов в своей книге Маркетинг - с Блэк Джеком и шутками. Пример строится на его личном школьном опыте. Во втором классе, он получил двойку просто из-за того, что сделал больше, чем ему задавали, хотя сделал всё правильно. После он попытался разобраться в новой теме прямо у доски и снова получил за это плохую оценку.
На этих примерах и личном опыте уже могу сформировать инсайт:
Маркетинг – это игра.
- Интерактивная игра имеет задачу. Задача может быть простой и требовать от клиента нажать на кнопку "Купить".
- Важно понимать свою цель, чтобы суметь её достичь. В маркетинге так же - неправильно сформированная цель может привести к мало желательному результату.
- Управление игры - это аппарат взаимодействия игрока с игрой. Его главная задача, чтобы игроку был удобен процесс. В маркетинге так же разрабатываются и подгоняются под максимальный комфорт аппараты взаимодействия клиента с конечным продуктом.
- Геймплей маркетинга - набор различных инструментов, принципов и механик, которые определяют, как клиент будет взаимодействовать с продуктом.
Сравнения можно приводить довольно долго. Но и данные утверждения можно подвергнуть критике, как минимум потому, что трудно сделать игру, где выигрывают все и остаются этим довольны, а маркетинг - история про то, как сделать так, чтобы и покупатель и продавец были win-win. И даже хорошо, что этим маркетинг на игру не похож.
Какую позицию занять?
Как учат коучи по саморазвитию - для того, чтобы решить проблему, первым шагом, сформулируй её.
Результат выше: «Я боюсь» и «Мне так комфортно».
Хорошо, в принципе это факты, которые описывают мою повседневность. Но повседневность меня не устраивает, а значит надо менять восприятие.
Первое что необходимо обдумать, как в жизни так и в маркетинге - это мнение, что ошибаться плохо.
«Ошибки - путь к вашему росту.»
Объясню. Когда ты делаешь ошибку и начинаешь её анализировать, ты либо найдёшь правильное решение, либо просто зафиксируешь ценный опыт и больше так делать не будешь.
Важно! Я не пытаюсь убедить кого-то чаще ошибаться. Если вы можете делать с первого раза всё правильно, то это очень круто и я вам искренне завидую. В таком случае, не стоит искать ошибки, они вам не нужны. Но если ты всё-таки ошибся, то будь добр, включи голову и плюнь на свои комплексы. Бывает! Подумай, зафиксируй и иди дальше.
Моя позиция – не боимся ошибок, фиксируем итоги деятельности, продолжаем пробовать и анализировать.
Как сформировать рекламу правильно, если клиент - не идиот.
Когда я работал в найме, меня мучал один вопрос.
«В чём УТП нашего продукта?» (Уникальное Торговое Предложение).
Почему меня беспокоил этот вопрос? Я такой же пользователь, как и клиент, только я стою с другой стороны взаимодействия с продуктом. Мне как и клиенту – нужно понимать ценность этого продукта.
Могут сказать: «Зачем? Ведь можно просто запустить рекламу, настроить таргет и вложив денег ждать результат.» - И будет по-своему прав. Но лично я считаю, что маркетинг - это не тупая реклама или втюхивание, а наука о том, как и с помощью чего, правильно донести ценность до клиента.
Реалии рынка, в которых мы существуем, подразумевают большое количество альтернатив вашему предложению, а это в свою очередь зарождает в клиентах избирательность. Да, клиента можно обмануть, но только 1 раз, потому как клиент попробовав плохой продукт вряд ли вернётся к нему.
Бывает наоборот. Продукт может быть хорошим и уникальным. Но без чётко сформулированной ценности, он не будет пользоваться спросом. Это происходит потому, что клиент не понимает зачем ему ваш продукт.
Реклама - это отражение вашего предприятия, потому что она должна транслировать ваш сервис, качество продукта, уникальный смысл вашего предложения. Важным этапом перед запуском рекламы должна стать проработка презентации вашего бизнеса. Потому что, клиент, привлечённый огромным тентом с изображением вашего продукта, придя к вам обратит внимание на администратора, стоящего за стойкой при входе, менеджера, который ему позвонил, и даже на плохой запах изо рта официанта в вашем кафе.
Ценность вашего продукта – не только «клиентоориентированность», «опыт на производстве 5 лет» и «лояльная система скидок», ваша главная ценность - ваша целостность, уникальность и польза для окружающих. Когда в продукте или предприятии есть смысл - это становиться интересно клиентам.
Рассмотрев пример того, что клиент избирателен и не глуп, делаю вывод, что формировать свою рекламу я бы начал с рассмотрения ценности и создания УТП продукта.
Почему не стоит забывать про восприятие?
Помнишь, выше я написал: «Плохой запах изо рта официанта является вашей рекламой». Почему так?
Потому что, когда клиент будет рассказывать о том, как ему ваше заведение – он скажет «Там у официанта так изо рта воняло, это перебило аппетит». Этот простой факт может начать ассоциироваться с вашим заведением. Захочет клиент к вам вернуться? Возможно. Снизились шансы того, что он к вам точно вернётся? Конечно, снизились.
В сфере, которая взаимодействует с клиентами, есть множество деталей. Эти детали – это внешность вашего бизнеса и именно она отвечает за то, как вас воспринимает клиент. От восприятия клиентом продукта или услуги зависит принесёт он вам деньги или нет.
Завершу мыслью из книги «Маркетинг с Блек Джеком и шутками»:
Чем хуже сервис и лучше маркетинг – тем быстрее твой бизнес закроется.
Читайте другие наши статьи и не забывайте чистить зубы своим сотрудникам :)