В автопортрете художник заявляет о себе напрямую: вот он я, какой есть. В этом жанре демонстрируют мастерство, набивают руку, шокируют и кокетничают - через автопортрет можно рассказать очень много или очень мало. Продолжаем рассматривать автопортреты женщин-художниц и размышлять о том, чем они отличаются от мужских.
Наверное, это самый известный женский автопортрет в русском искусстве, которое невозможно представить без Зинаиды Серебряковой, с ее изяществом и множеством героев с притягательными карими глазами, по которым стопроцентно узнаются ее работы. Серебрякова происходила из талантливой художественной династии Бенуа-Лансере, так что ее обращение к искусству было более чем логичным. Кстати, иногда о ней пишут как о французской художнице, поскольку после революции она покинула Россию и более 40 лет прожила в Париже.
Этот автопортрет - одна из самых ранних ее работ, сразу завоевавшая ей признание публики, что совсем не удивительно: в этой картине столько утренней свежести, женского очарования, а в придачу еще и любопытная композиция, в которой не сразу понимаешь, где реальность, а где - зазеркалье.
Имя этой художницы мало знакомо русской публике, а ведь это живописец с очень любопытными работами и не менее любопытной судьбой. Эта художница-сюрреалистка в свое время была изгнана из рядов сюрреалистов за связи с оккультистами - парадокс, да и только!
Британская художница Ителл Колкухун (1906-1988) с юности интересовалась оккультными науками, увлекшись романом Алистера Кроули, а живописи училась в нескольких школах искусств и всю жизнь считала себя самоучкой. Жила в Париже и в Лондоне, а сюрреализмом увлеклась, попав однажды на лекцию Сальвадора Дали. Вступила в Британскую группу сюрреалистов в 1939 году, но уже через год покинула ее - английские сюрреалисты считали, что кроме их группы художница больше ни с кем не должна быть связана. Однако художница вошла в историю искусств как сюрреалистка, что бы там не считали ее коллеги).
Да-да, вы не ошиблись, это та самая великая балерина Анна Павлова. Она любила не только танец, но и скульптуру. Несколько месяцев она проучилась в студии известного немецкого скульптору Гуго Ледерера, и именно он убедил ее убедил ее разрешить немецкой фабрике в Тюрингии сделать по ее модели серию фарфоровых фигурок.
Помимо этого автопортрета Павлова создала еще несколько подобных скульптур, посвященных главным образом танцу. В каждой из них балерина изображала саму себя, вложив в материал ту легкость и плавность, что вкладывала в свои движения на сцене.
Перед нами одна из героинь так называемой Парижской школы - американка Ромейн Брукс. Как и многие, она приехала в Париж - изучать искусство, вливаться в художественную жизнь, познавать саму себя... Окончательно решив стать художницей, отправилась в Рим - учиться писать обнаженную натуру - затем вернулась в Париж. Вопреки современным веяниям держалась подальше от художников-модернистов, больше склоняясь к искусству Ар Нуво. А под влиянием полотен Уистлера и других британцев обратилась к серо-черной цветовой гамме.
В 1910 году в Париже состоялась первая персональная выставка Ромейн Брукс, где были представлены в основном женские портреты и немного обнаженной натуры. Выставка нашла отклик, один из критиков назвал Брукс "похитительницей душ".
Интересный факт: у художницы был роман с небезызвестной Идой Рубинштейн.
Тамара де Лемпицка - пример того, как художник тщательно и скрупулезно создает историю о самом себе. Чего стоит только этот автопортрет, созданный для немецкого журнала "Die Dame". Никакого зеленого Бугатти у нее не было, а был скромный желтый Рено и тот украли в Париже. Модели Бугатти того времени были праворульными, а не леворульными как на картине. Но кого это волнует, правда?
Шик, блеск, красота - вот основные качества не только искусства Лемпицки, но и самой художницы. Она умела кружить головы и впечатлять публику, жить на широкую ногу и купаться в роскоши, писать картины, ставшие своего рода иконами эпохи Ар Деко. Кстати, работы Лемпицки коллекционируют Мадонна, Джек Николсон и Барбара Стрейзанд.
В это трудно поверить, глядя на этот автопортрет, но Марианна Веревкина - ученица Ильи Репина. И вполне возможно, что она спокойно и плодотворно работала бы в русле реалистической живописи, но все изменило знакомство с художником Алексеем Явленским. Вместе с ним Марианна отправится в Мюнхен, будет работать рука об руку с Василием Кандинским и придет к своему яркому и мощному экспрессионизму. Правда, в отличие от Кандинского, сделавшего следующий шаг, Марианна Веревкина так и не пришла к абстрактному искусству.
В 1913 году Марианну назвали "амазонкой Синего всадника", поскольку она выставляла свои работы совместно с художниками этого объединения, также основанного Кандинским.
Не знаю, как вы, а я влюбилась в этот автопортрет с первого взгляда. Татьяна Соколова (1930-2010) - талантливый советский скульптор, работала как в малоформатной, так и в монументальной скульптуре. Автопортрет этот кажется крупным, но высота его всего 60 сантиметров - монументальное начала в нем ощущается очень здорово.
В гигантском то ли пальто, то ли платке она предстает одновременно и хрупкой, и сильной. Черты лица нарочито условны, а вот прическа - четко отсылает к времени создания. Мне при взгляде на эту скульптуру сразу вспомнились фильмы с Татьяной Дорониной, от ее героинь возникает точно такое же амбивалентное ощущение.
На самом деле рассказ о автопортретах художниц получается почти бесконечным) пока я, наверное, остановлюсь на трех частях, но не исключаю, что однажды появятся 4-я и 5-я) Если вас заинтересовала тема, то вот здесь и здесь можно прочитать предыдущие посты.