1. Деньги не пахнут (Если деньги приносят доход, неважно, каким способом они заработаны)
Это крылатая фраза принадлежит римскому императору Веспасиану, который правил в 7-х годах до н.э.
Веспасиан стал первым правителем Рима, не принадлежавшим к аристократии. Он был сыном всадника и внуком крестьянина. Прошел военную и политическую карьеру, участвовал в завоевании Британии и возглавил армию в Иудее. В 69 году провозгласил себя императором, покончив с гражданской войной. Усилил контроль над армией и финансовую систему, стабилизировал ситуацию в провинциях.
Подавил восстание иудеев и батавов, но к власти относился компромиссно. Укрепил позиции представителей провинций и муниципалитетов в сенате. Расширил полномочия императора и усилил династический принцип, назначив своего сына наследником.
В поисках дополнительных доходов в казну он ввел налог на общественные туалеты, которые на латинском языке именовались не иначе как "мочевые"
Когда сын Веспасиана упрекнул его в том, что он ввел такой "неприличный" сбор, Веспасиан поднес к его носу деньги, которые принес этот налог, и спросил пахнут ли они. Ответ сына был отрицательным.
Благочестивые римляне не могли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, ведь туда как и в бани ходили не просто по нужде, но еще ради встреч и бесед. Император все расчитал правильно - деньги потоком стекались в казну.
2. Голубая кровь (О дворянском, аристократическом происхождении кого-либо)
Аристократический элита всегда испытывала сильное стремление проявлять превосходство перед остальными слоями населения. В прошлом дамы из высшего общества гордились своим безупречным бледным оттенком кожи и настойчиво старались избегать воздействия солнечных лучей. В результате, их кожа буквально просвечивалась и отдавала синим оттенком венозной структуры, создавая впечатление о том, будто кровь у них не красного цвета, а голубого.
3. Перемывать кости (Сплетничать о ком-то)
Фраза связана с обрядом повторного захоронения усопших. Согласно заклинаниям и предсказаниям древних шаманов, умерший мог преобразиться в вурдалака и угрожать живым. Чтобы предотвратить возможность этого, кости выкапывались и многократно промывались в проточной воде, сопровождая этот ритуал анализом характера и поведения человека во время жизни.
4. Все свое ношу с собой (Независимость и самодостаточность)
Эта фраза произошла из старинного греческого предания. Когда персидский царь Кир II захватил город Приену в Ионии, его жители бежали, унося со собой самое ценное из своего имущества. Однако Биант, один из "семи мудрецов", родившийся в Приене, ушел оттуда с пустыми руками.
В ответ на недоумевающие вопросы своих соотечественников, он сказал, ссылаясь на духовные ценности: "Все, что мое, я ношу с собой". Это выражение широко используется в латинском варианте, который принадлежит Цицерону: "Omnia mea mecum porto".
5. Бумага все терпит (Написать можно все что угодно,
а словами сказать можно далеко не все)
Происхождение этого выражения связано с древнеримским писателем и оратором Марком Туллием Цицероном. В те времена в римском обществе не было много грамотных людей, поэтому публичные выступления имели большую силу, чем написанные на бумаге слова.
В одном из своих писем «К друзьям», Цицерон писал: «Epistola non erubescit» (Письмо не краснеет), что означает, что письменно можно выражать мысли, которые не осмелишься сказать устно. Действительно, бумага не реагирует на написанное, но сохраняет изложенные мысли очень долго. Синонимом этого выражения является фраза «бумага все стерпит».
6. Козел отпущения (Человек, на которого сваливают всю вину за провал, неудачу)
У иудеев в древности существовал обряд, когда раз в год они приносили жертву – козла – своим богам. Этот козел должен был взять на себя все грехи иудеев за прошедший год. После того, как козла выбирали, кающиеся люди клали на него руки, перенося свою вину на него. Затем козла отправляли в пустыню. И по сей день человека, понесшего наказание за чужие проступки, именуют "козлом отпущения".
7. Тянуть канитель (Медлить с чем-то, затягивать с выполнением начатого)
Канитель – это специальная тонкая нить из серебра или золота, предназначенная для вышивания узоров. Производство этой нити было очень сложным и трудоемким процессом, требовавшим множество времени. Нить приходилось тщательно вытягивать, чтобы достичь необходимой толщины – этот процесс назывался "тянуть канитель". Именно отсюда произошло это выражение, которое стало метафорой в разговорном языке.
8. Дойти до ручки (Опуститься, потерять человеческий облик)
В былые времена, на Руси, калачи готовились не в форме привычной круглой выпечки, а имели вид фигурного замка со сводчатой дужкой. Люди часто ели калачи прямо на улицах, не забывая держать их за дужку в качестве ручки. Саму ручку не принято было есть, ведь зачастую ее брали грязными руками (по другой версии, эта часть считалась менее привлекательной по вкусовым качествам). Либо отрезанные дужки отдавались собакам, либо нищим. Про тех, кто ел эти ручки и не брезговал, говорили: "Дошел до ручки".
9. Положить зубы на полку (Жить очень бедно, голодать.)
История возникновения этой фразы связана с крестьянским бытом. Вилы, пилы и грабли, будучи орудиями труда, имели зубья. И если они были использованы, значит, в доме была еда. А если эти инструменты лежали на полке, то это означало, что работы не было и, соответственно, еды.
10. Мартышкин труд (Бессмысленная работа)
Это выражение появилось благодаря рускому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. В басне «Обезьяна» он описывает, как мартышка перекладывает с места на место большой чурбан:
«Хлопот мартышке полон рот:
Чурбан она то понесет,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит;
Рекой с бедняжки льется пот;
И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит:
А все ни от кого похвал не слышит».