Среди достаточно многочисленных работ великого испанского художника Франсиско Гойи есть портрет его друга, мадридского судьи дона Рамона Сатуэ, написанный в 1823 г.
В 2011 г. музейно-искусствоведческий мир потрясла мини-сенсация – при помощи рентгена бельгийские ученые обнаружили под слоем красок, изображающих дона Рамона Сатуэ, другой, незаконченный портрет
Далее привожу выдержку из интервью руководителя исследования портрета Маттиаса Алфельда из Университета Антверпена:
Сам Гойя жил в 1746–1828 годах и застал эпоху владычества Наполеона. Мужчина, позировавший для «внутреннего» портрета, одет в форму, говорящую о его высоком положении в рыцарском ордене, учрежденном Жозефом Бонапартом, когда его брат Наполеон сделал его королем Испании. «Внешний» портрет подписан и датирован 1823 годом. Однако теперь мы знаем, что история картины началась раньше: спрятанный портрет был создан между 1809 и 1813 годами.
Хотя мы видим живопись не очень разборчиво, первоначальный портрет, вероятно, изображает одного из французских генералов, вошедших вместе с Жозефом Бонапартом в Мадрид, или даже самого Жозефа. Портрет мог остаться у Гойи после того, как французская армия была изгнана из Испании в 1813 году и король Фердинанд VII вернулся на трон.
Мне стало интересно, и я решил попробовать разобраться, кто же все-таки изображен на «внутреннем» портрете.
Начнем с мундира. Прежде всего нужно уточнить фразу из интервью бельгийского ученого, которая из-за того, что сам Маттиас Алфельд не совсем в теме или благодаря некомпетентности переводчика, вводит в заблуждение: «Мужчина, позировавший для «внутреннего» портрета, одет в форму, говорящую о его высоком положении в рыцарском ордене, учрежденном Жозефом Бонапартом». В действительности сама по себе униформа ни о чем подобном не говорит. Это штаб-офицерский (скорее всего полковничий) мундир Гренадерского полка Королевской гвардии (то есть гвардии наполеоновского Королевства Испания, представлявшей часть армии т.н. «хосефинос» (от имени короля Хосе-Жозефа Бонапарта) или как их еще называли испанцы – «афрансесадос» («офранцуженные»), не путать с армией «изначального» Испанского королевства, которая в период Пиренейской войны по большей части вошла в лагерь противников французов). Ниже на рисунке изображены офицер и рядовой этого полка
Теперь перейдем к наградам персонажа «внутреннего» портрета. Они в большинстве случаев Гойей лишь «намечены», но разобрать можно. Красная чресплечная лента и верхняя звезда относятся к Королевскому ордену Испании – тому самому рыцарскому ордену, учрежденному Жозефом Бонапартом, о котором в интервью говорил бельгийский искусствовед.
Чресплечная лента и звезда говорят о наличии у портретируемого высшей степени этого ордена. Насколько мне удалось установить из крайне разрозненных сведений, найденных в интернете, помимо самого короля Хосе, то есть Жозефа, высшей степенью Королевского ордена Испании в период официального существования этой награды в 1808-13 гг. были награждены его младшие братья Наполеон, император французов и Жером, король Вестфалии, несколько испанских генералов, пара-тройка французских генералов и парочка испанских (из числа «хосефинос», конечно) цивильных чиновников.
Красное «пятно» на шее персонажа, скорее всего, представляет собой «заготовку» для изображения ордена Золотого руна испанской ветви. Упомянутый выше Королевский орден Испании изначально был учрежден Жозефом взамен ордена Золотого руна, однако в действительности обе награды продолжали вручаться параллельно.
Наконец, заметная на левом лацкане персонажа «красная звездочка»…
… без сомнения представляет собой «заготовку» для изображения знака Королевского ордена Обеих Сицилий
У меня нет данных о полных комплектах наград, имевшихся у упомянутых выше испанских генералов, награжденных высшей степенью Королевского ордена Испании. Но по совокупности деталей – мундир полковника Гренадерского полка Королевской гвардии (в подражание Наполеону, периодически носившему мундир полковника 1-го гренадерского полка Императорской гвардии), высшая степень Королевского ордена Испании, испанский орден Золотого руна, Королевский орден Обеих Сицилий («возложенный» на себя в бытность государем этого – то есть Неаполитанского – королевства), на мой взгляд, убедительно свидетельствуют, что на «внутреннем» портрете должен был быть изображен король Испании Хосе (Жозеф) Бонапарт. Нижняя звезда на левой стороне груди персонажа не проработана в достаточной степени, что затрудняет ее идентификацию, но, возможно, это звезда французского ордена Почетного легиона.
Ниже – пара портретов Жозефа Бонапарта в том же мундире и с частью тех же наград.
Что касается Гойи, то портрет Рамона Сатуэ не единственный пример, когда художник использовал начатый портрет одного персонажа для изображения другого. В 1812 г., Гойя исполнил конный портрет герцога Веллингтона на основе ранее начатого изображения Мануэля Годоя или того же Жозефа Бонапарта. Что поделать, художнику приходилось «колебаться вместе с генеральной линией партии».
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.