Полагаю, большинство людей знают о существовании герцога Веллингтона, хотя бы благодаря одержанной им (впрочем, совместно с пруссаком Блюхером) победе при Ватерлоо, которая по сути ознаменовала собой конец наполеоновских войн. Возможно, многие знают и обстоятельства жизни Железного герцога, которые предшествовали и последовали за этим, безусловно, наиболее значимым в его жизни эпизодом. Родился будущий герцог 1 мая 1769 г. (за три с половиной месяца до Наполеона) в Ирландии под именем Артур Уэлсли. Рано лишился отца. В 17 лет начал военную службу, потихоньку приобретал (в прямом смысле – покупкой) военные чины (нормальная практика в английской армии того периода), избирался в парламент. Отправился в Индию, неплохо показал себя в боевых действиях с местными правителями. Имя себе сделал в ходе Пиренейской войны с французами 1808-14 гг., в ходе которой весьма успешно командовал объединенными англо-испанско-португальскими силами и изгнал французов из Португалии и Испании. Хотя, безусловно, существенную роль в этом сыграло и ослабление Наполеоном французских войск на Пиренейском полуострове, откуда он вынужден был забирать солдат для подкрепления своей армии после поражения в России в 1812 г. За эти успехи Артур Уэлсли получил последовательно титулы виконта, маркиза, графа и, наконец, герцога Веллингтона. Затем была Бельгийская кампания 1815 г., в которой командовавший англо-голландской армией Веллингтон совместно с Блюхером, возглавлявшим прусскую армию, поставили точку в Ста днях Наполеона. Потом Веллингтона ждала политическая карьера, пост премьер-министра, критика со стороны оппозиции, высокая степень непопулярности в народе (именно в этот период Веллингтон получил прозвище «Железный герцог» за твердость в отстаивании своей позиции, а вовсе не за военные подвиги ранее) и… смерть в ранге национального героя.
Хотя я счел необходимым привести эту небольшую «справочку», мне не хотелось посвящать статью очередному пересказу биографии Веллингтона. Даже не говоря о недавно переизданной в России неплохой, хотя и, на мой вкус, недостаточно подробной биографии герцога пера М.М. Куриева, любой желающий может найти в интернете информацию об этой фигуре, в том числе и на русском языке. Целью настоящего материала было продемонстрировать подборку портретов Веллингтона, при этом я по возможности постарался хотя бы отчасти составить ее из не самых «затасканных» изображений. Ну а к портретам я попробую дать какие-никакие комментарии.
Итак.
В 1785 г., после обучения в Итонском колледже юный Артур Уэлсли отправился во Францию, где поступил в военную школу, находившуюся в городе Анжере. Википедия дает странную информацию об этом периоде жизни полководца. Она утверждает, что в Анжере Уэлсли обучался в Королевской академии верховой езды. Образование «за границей» было нормальным, распространенным и престижным для дворянина в ту эпоху. Но действительно ли необходимо было отправляться в другую страну, чтобы научиться ездить на лошади? Для проверки этой странности я обратился к англоязычной статье о герцоге Веллингтоне, но это ничего не прояснило – там то же самое. По сути русскоязычная статья является калькой с англоязычной версии. Обращение к вызывающим более доверия англоязычным источникам немного прояснило ситуацию – Артур Уэлсли обучался в Анжере в военной школе, а учебное заведение именно в этом городе было выбрано потому, что у его (учреждения, не города) начальника – известного военного инженера своего времени де Пиньероля был брат, содержавший школу верховой езды. Таким образом, будущий герцог Веллингтон, по-видимому, действительно обучался в Анжере верховой езде, но в дополнение к основному обучению – в военной школе. Однако указанный английский источник породил новую загадку – дело в том, что франкоязычный интернет не знает «известного военного инженера своего времени» marquis de Pignerol! По-видимому, этот человек все-таки существовал (об этом чуть ниже), но фамилию или титул англичане передают неверно.
Что касается приведенной иллюстрации, то, разумеется, это гораздо более позднее изображение, трактующее отношения будущего победителя при Ватерлоо с французским наставником, исходя из «послезнания». Именно поэтому изображенный английским художником герцог Веллингтон взирает на cвоего французского наставника со знаменитой веллингтоновской сдержанностью и некоторым высокомерием. Между тем спрошенный позднее о своем знаменитом ученике Пиньероль (видите, все-таки он существовал) вспоминал Артура Уэлсли как «не отличавшегося здоровьем мальчика, не слишком внимательного на занятиях и постоянно занятого своим маленьким терьером по кличке Вик, который следовал за ним повсюду». Заметим еще, что школу в Анжере Артур Уэлсли посещал, будучи в возрасте 16 лет, в то время как изображенный на иллюстрации мальчик выглядит явно младше.
После окончания обучения Артур Уэлсли в 17 лет поступает в английскую армию. В марте 1787 г. он зачисляется энсином (прапорщиком) в 73-й пехотный полк, а к рождеству этого же года производится в лейтенанты и переводится в 76-й пехотный полк.
Приведенное выше изображение недавно всплыло на аукционе и считается самым ранним прижизненным портретом Артура Уэлсли. Насколько я понимаю, судя по белому металлическому прибору, он изображен на нем уже в мундире 76-го пехотного.
Здесь мы видим уже несколько «заматеревшего» Артура Уэлсли, после того, как он последовательно купил патенты капитана, майора и подполковника. Уже в следующем, 1796 г. он станет полковником. Тогда же полк отправится в Индию. Уэлсли, болевший в тот момент, нагонит свою часть чуть позже в том же году. На следующий год после смерти Веллингтона, 33-й пехотный полк получил его имя как часть официального наименования, которое носил до 2006 г., когда был слит с двумя другими полками и образовал часть под названием Йоркширский полк.
Теперь мы «перепрыгиваем» сразу в 1812 г. Перед нами один из наиболее знаменитых портретов Веллингтона и, на мой взгляд, одно из самых «неузнаваемых» среди его изображений. Зато моментально узнаваема манера автора – не менее, чем Веллингтон (а для многих, пожалуй, и более) знаменитого Франсиско Гойи. Гойя писал портрет в два «присеста» - сначала в августе 1812 г., после вступления Веллингтона в Мадрид. Затем в 1814 г. художник несколько видоизменил мундир (подробности сообщить не могу) и добавил наград.
Если предыдущий портрет является одним из наиболее широко известных изображений Веллингтона, то данное изображение оказалось для меня сюрпризом, хотя явно «родственно» предыдущему. О его существовании я узнал только в процессе подбора иллюстраций для данного материала. В некоторых источниках авторство этого портрета также приписывается самому Гойе, однако в большинстве – «мастерской» художника или его «последователям».
В 1812 г., помимо погрудного, Гойя исполнил также конный портрет генерала. В ходе рентгенографического исследования, проведенного в 1960-х гг., было выяснено, что голова Веллингтона была добавлена художником к ранее написанному туловищу, принадлежавшему то ли Мануэлю Годою, то ли Жозефу Бонапарту. Заметим, что все три персонажа относятся к трем разным, сменявшим друг друга (и противостоявшим друг другу) в Испании режимам. Годой был фаворитом короля Карла IV Бурбона, Жозеф – король из династии Бонапартов, а Веллингтон действовал в Испании, можно сказать, в интересах следующего короля из династии Бурбонов Фердинанда VII.Что ж, великим художникам тоже хочется кушать.
Наш материал разросся, поэтому на сегодня прервемся и продолжим в следующей серии.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.