Сегодня разберем финансовые термины, которые полезно знать каждому предпринимателю и руководителю при принятии решений. Поехали!
Чем отличается маржа и маржинальность и наценка
Маржу и маржинальность легко перепутать или присвоить им одинаковое лексическое значение, но это два разных понятия.
Маржа или маржинальный доход показывает разницу между выручкой, себестоимостью и переменными расходами. Маржу рассчитывают в денежном выражении, она показывает какая сумма остается у компании на все остальные расходы.
Расчет маржи для производственного предприятия может выглядеть следующим образом:
Маржа = Выручка — затраты на производство продукции — логистические затраты — зарплата производственного персонала
Маржа для торговых организаций:
Маржа = Выручка — затраты на покупку товара — логистические затраты
Пример, октябрь 2022
Торговая компания по продаже видеосвета
Выручка от продажи - 3 430 000 руб.
Затраты на закуп товара - 950 000 руб.
Доставка - 56 000 руб.
Итого маржа или маржинальный доход =2 424 000 руб.
Пример, ноябрь 2022
Выручка - 3 856 000 руб.
Затраты на закуп товара - 1 570 000 руб.
Доставка - 48 000 руб.
Итого маржа или маржинальный доход = 2 238 000 руб.
Маржинальность
Маржинальность - это отношение маржи к выручке, которая выражается в процентах и используется для отслеживания динамики продаж.
Наш пример
Октябрь 2022
Маржинальность = (2 424 000/3 430 000) х 100% = 70, 67%
Ноябрь 2022
Маржинальность = (2 238 000/3 856 000) х 100% = 58,03%
Из примера видно, что несмотря на рост выручки в ноябре маржинальность упала, что связано со структурой продаж в этом месяце. То есть, в ноябре компания реализовала больше низкомаржинальных товаров.
Разница между маржинальностью и наценкой
Наценка – это способ получить прибыль посредством надбавки. Например, вы купили на продажу письменный стол, потратив на него 5 000 рублей, а продаете за 10 000, с наценкой в 5 000 рублей. Выразить наценку можно как в рублях, так и в процентах, и рассчитать по формуле как отношение маржи к себестоимости.
Наценка может быть любой и не имеет потолка, все зависит от спроса и ситуации на рынке.
Вернемся к примеру с видеосветом, где за октябрь выручка составила 3 430 000 рублей, затраты на закуп товара+логистика – 1 006 000 рублей, маржа – 2 424 000 руб.
Посчитаем наценку
2 424 000 / 1 006 000 х 100% = 241%
Это значит, что компания добавила к себестоимости проданных товаров 241%.
Итог
Использование показателя маржинальности в бизнесе позволяет:
- оценить эффективность деятельности компании
- рассчитать точку безубыточности
- отследить динамику продаж и себестоимости
- и многое другое
Больше о том, как построить системный бизнес в моём telegram-канале, подписывайтесь