Бещев Борис Павлович родился в Ярославской губернии 30 июля 1903 года. Рано остался без родителей, воспитывался в семье старшего брата. Окончил сельское начальное училище, где любимыми предметами у него были математика и физика. В 1919 году переехал в Поволжье, где устроился работать на железнодорожном телеграфе. Уже тогда заинтересовался транспортной логистикой и увидел множество способов её улучшения. Также занимался комсомольской и профсоюзной работой, получая навыки организаторской деятельности.
В 1930-35 годах Борис Павлович учился в Ленинградском институте железнодорожного транспорта, который окончил с отличием по профилю «станции и узлы». Работать по полученной специальности начал на станции Ховрино Октябрьской железной дороги – той самой, что соединяет Москву и Ленинград. Будучи инженером, а потом заместителем начальника, выдал рацпредложение по увеличению пропускной способности станции. Оно дошло до наркома путей сообщения Лазаря Кагановича, распорядившегося всячески поддержать талантливого специалиста.
В 1937-40 годах Бещев возглавлял Орджоникидзевскую железную дорогу, где необходимо было в разы увеличить её пропускную способность для перевозки нефти. Борис Павлович с задачей справился и получил свой первый орден Ленина. Далее возглавил Октябрьскую железную дорогу. А в августе 1941 года стал первым заместителем оперативно-эксплуатационного управления Наркомата путей сообщения.
Под непосредственным руководством Бещева за два месяца из Ленинграда эвакуировали 90 промышленных предприятий и 740 тысяч человек. После этого он организовал эвакуацию с европейской части страны на восток 2600 предприятий с 18 млн. их специалистов с семьями. В обратном направлении было доставлено множество дивизий с техникой, боеприпасами и сопутствующими грузами.
В 1942-44 годах Борис Павлович руководил Куйбышевской железной дорогой, связывавшей европейскую часть СССР с Уралом и Сибирью. За это время объёмы грузоперевозок здесь выросли в три раза. После этого Бещева вернули в Наркомат, назначив начальником управления движения. Пример одной из его заслуг в этой должности: весной 1945 года, при подготовке Берлинской операции, за 20 суток на фронт доставили 40 тысяч вагонов с грузами. А летом в кратчайшие сроки была организована скрытая переброска войск на Дальний Восток для войны с Японией.
5 июня 1948 года Борис Бещев был назначен министром путей сообщения СССР (до этого два года был первым заместителем). За почти три десятилетия его руководства в отрасли произошли революционные изменения. С паровозной тяги перешли на тепловозную, потом электрическую. Были внедрены маршрутизация движения, автоблокировка, диспетчерская электроцентрализация. Начата реконструкция БАМа. 56 дорог были преобразованы в 26 крупных магистралей, их развитие стало плановым. Грузооборот вырос в 8 раз. Построено 40 тысяч километров новых путей, старые были заменены на более тяжёлые, с железобетонными шпалами.
Но не всё министру удавалось защитить и отстоять. Из-за политических реверансов в сторону новых союзников увеличился импорт транспортных средств из стран СЭВ. Борис Павлович настаивал на развитии собственного производства, но вместо этого скоростные локомотивы, вагоны-термосы и рефрижераторы, пассажирские вагоны в массовом порядке стали закупаться в Чехословакии, ГДР и Польше. Негативные последствия подобной «дружбы» ощущаются до сих пор.
О вкладе Бещева в развитие железнодорожной отрасли страны можно рассказывать ещё долго. Запланированные им мероприятия осуществляются до сих пор, а то и находятся ещё в перспективе, как пример, прокладка прямого пути вдоль Чёрного моря от Туапсе до Новороссийска.
В отставку министр ушёл 14 января 1977 года. За трудовую доблесть он был удостоен звания Героя Социалистического Труда и десяти орденов, множества премий и медалей. Борис Павлович скончался 27 мая 1981 года. Его память чтут земляки, работники отрасли, болельщики «Локомотива» (он был страстным поклонником футбола и многое сделал для клуба) и все те, кому посчастливилось общаться с настоящим патриотом страны и своего дела.
Он открыто посмел перечить Берии
В нашем канале Вы также можете почитать про других Героев труда: Николая Патоличева, Ивана Бардина, Михаила Хруничева, Андрея Завьялова.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на наш канал, и мы вместе вспомним многих героев и выдающихся личностей нашего любимого Отечества!