С наступлением августа наблюдаю бурления в среде околомедицинской общественности. Тема: выдача большинства лекарств строго по рецептам с 1 сентября 2023 года. Мол, как же теперь купить таблетку от головы без посещения поликлиники-то? Отдельно печалит, что тему форсят и медицинские журналисты. В том числе те, к мнению которых я прислушиваюсь.
Меня новость тоже напрягла. Потому что у нас в поликлинике даже за льготным рецептом на специальные препараты очередь две недели. Страшно представить что будет, если граждане ломанутся за рецептом на Парацетамол. Поэтому я чуток погуглил и выяснил, что повода для паники в целом скорее нет.
Само постановление Правительства РФ от 24.03.23 №468 читать почти бессмысленно. Оно вносит изменения и уточнения, текст его выглядит довольно коряво.
Но вот что сообщает научный журналист, публицист и военный врач Алексей Водовозов:
Личка опухла от вопросов, причём некоторые прямо на грани истерики, мол, что, всё пропало, теперь ничего в аптеке не купить, с 1 сентября на любой чих потребуется рецепт?
Речь о постановлении Правительства РФ от 24.03.2023 №468, которое в основном вступает в силу с 1 сентября этого года (часть пунктов - с 1 сентября 2024), и там речь идёт о мониторинге рецептурных средств, данные по ним должны вноситься в информационную систему и т.п. Заодно в КоАП усилили статью по штрафам за продажу без рецептов. Правда, есть нюанс. Он заключается в аббревиатуре ПКУ, то есть предметно-количественный учёт. Препараты, которые подлежат ПКУ, все поголовно рецептурные, и «тяжелые», и уж явно не пациентские, доступ к ним как был возможен только по назначению врача, так и останется. И это правильно.
С 1 сентября по уточнённой норме в систему мониторинга потребуется вводить реквизиты рецепта на лекарственное средство - дату, номер и серию. А теперь желающие могут найти форму рецепта №107-1/у, самую распространённую, и поискать на ней поля под номер и серию. Их можно найти только в формах №148-1/у-88 или №148-1/у-04(л), а это совсем не простые бланки.
Я немного облегчу вам жизнь. Вот как выглядит бланк №107-1/у:
Как видим, это просто упорядоченный вариант писулек, с помощью которых врачи любят выдавать назначения. Никаких идентификационных реквизитов у такого рецепта нет.
А вот форма №148-1/у-04(л):
Совсем другой вид. Рецепт имеет серию и номер, подлежит строгому учёту на стороне медицинского учреждения и в аптеке. Но такие рецепты выдают отнюдь не для получения Но-шпы. Мне на таких бланках выписывают ПИТРС. И вот, речь о том, что подобные бланки строгой отчётности должны учитываться ещё строже. Всё.
Понятно, что в аптеках работают люди. И они тоже имеют право на интерпретацию новостей. Тем более, страна большая — везде разный уровень контроля за аптеками. Поэтому где-то могут перестраховаться и начать требовать рецепт вообще на все лекарства, где на коробке написано про рецептурный отпуск. Что ж, это их дело.
Но даже вот сам Росздравнадзор отвечает Интерфаксу:
Указанная норма распространяется только на случаи вывода из оборота: лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету; льготных лекарственных препараты, отпускаемых с полной или частичной компенсацией цены государством; а также лекарственных препаратов, отпускаемых дистанционным способом по рецептам.
То есть опять речь не про эти ваши рецепты на витаминки. Поводов для паники, во всяком случае пока, нет. И уж точно не стоит закупать медицину ящиками впрок, создавая дефицит препаратов.