Мировой рынок кредитного скоринга вырастет на 67,2% в ближайшие 5 лет. Его объём по итогам 2023 года составит $26,7 млн, а в 2028 году – $44,6 млн. Такие прогнозы приводит Juniper Research.
Речь идёт о рынке в целом – сюда включен скоринг для потребительских кредитов, бизнес-кредитов и т.п., причём это не только b2b-сегмент для банковского сектора, но и растущий b2c-рынок платного скоринга для частных лиц и других организаций, не связанных с предоставлением финансовых услуг.
Последнее – самое интересное. Здесь, во-первых, сам потребитель может увидеть свою «репутацию»: насколько платёжеспособным он выглядит для банков и может ли претендовать, например, на ипотеку – или же только микрокредит на покупку тумбочки. Даже если человек не собирается брать кредит, ему всегда интересно узнать что-то новое о себе – любят же люди всякие тесты на IQ или склад характера. Такие услуги будут предоставляться по подписке или по единоразовой оплате, как и любой другой контент.
Во-вторых, покупать скоринговые данные будут организации, не связанные с банками – но желающие вам что-то продать. Будь то автосалон, сеть отелей или даже ресторан – маркетологам очень важно знать, насколько вы платёжеспособны. Кроме того, огромные возможности скоринговые данные открывают для узкотаргетированной рекламы: вам можно предлагать не абы что, а то, на что вам точно одобрят кредит.
Важнейшими игроками на рынке скоринговых услуг являются мобильные операторы, которые на основе «больших данных» подтверждают на первый взгляд невероятные гипотезы. Например, если мужчина общается по телефону с большим количеством разных женщин, то он с большей вероятностью вовремя отдаст кредит. Очень хорошо, если абонент покупает дорогой смартфон сразу после выхода на рынок. Учитывается даже количество входящих звонков в день рождения. И, конечно, банальные вещи вроде посещаемых зарубежных стран и продолжительности нахождения в них – суммарно несколько сотен параметров.
Скоринг по геолокации позволяет подтвердить реальный адрес проживания и работы заёмщика, а также разработать обезличенную поведенческую модель – по тому, где человек в принципе бывает, можно также определить его платёжеспособность.