Найти в Дзене

Образ винограда в декоре кокошников и других деталях русского костюма

Образ виноградной лозы и грозди является одним из распространенных видов растительного орнамента в культуре русского народа. Это может показаться неожиданным, так как возделывание этого растения было известно лишь на наиболее южных территориях расселения русских.

Обычно изображение винограда типично для декоративного убранства русских храмов. Резные листья и грозди украшают фасады церквей, иконостасы и киоты, заполняют плоскости стен или обрамляют медальоны с ликами святых. Этот узор присутствует также в декоре церковной утвари, прежде всего потира – сосуда для причастия, а также покровцов, знамен, священнических одеяний и других предметов.

Образ виноградной лозы и грозди является одним из распространенных видов растительного орнамента в культуре русского народа. Это может показаться неожиданным, так как возделывание этого растения было известно лишь на наиболее южных территориях расселения русских. Обычно изображение винограда типично для декоративного убранства русских храмов. Резные листья и грозди украшают фасады церквей, иконостасы и киоты, заполняют плоскости стен или обрамляют медальоны с ликами святых. Этот узор присутствует также в декоре церковной утвари, прежде всего потира – сосуда для причастия, а также покровцов, знамен, священнических одеяний и других предметов.
Образ виноградной лозы и грозди является одним из распространенных видов растительного орнамента в культуре русского народа. Это может показаться неожиданным, так как возделывание этого растения было известно лишь на наиболее южных территориях расселения русских. Обычно изображение винограда типично для декоративного убранства русских храмов. Резные листья и грозди украшают фасады церквей, иконостасы и киоты, заполняют плоскости стен или обрамляют медальоны с ликами святых. Этот узор присутствует также в декоре церковной утвари, прежде всего потира – сосуда для причастия, а также покровцов, знамен, священнических одеяний и других предметов.

Образ виноградных ягод также характерен для декора элементов народной одежды и утвари. Среди текстильных предметов для внутреннего убранства дома образ винограда встречается на полотенцах, оформляющих передний угол, а также подзорах к свадебным простыням. В одежде он обычно используется в молодежном праздничном наряде и особенно часто – в свадебном костюме. Это и мужские и женские рубахи, и сарафаны (например, Екатеринославской губернии). В технике золотного шитья образ винограда типичен для женских головных уборов, а также золотошвейных платков и душегрей XVIII–XIX веков. Образ настолько был популярен, что мастера-позументщики вытыкали на металлизированной тесьме виноградные грозди, которые в связи с технологическими особенностями тканья получали геометризованную форму. Позументы использовали в декоре женских головных уборов, рубах, передников. Гирлянда в виде лозы с гроздьями – распространенный орнамент на шелковых лентах, употреблявшихся для украшения свадебных головных полотенец, в частности на кисейных фатах в костромской традиции. Встречаются изображения, выполненные с разной степенью стилизации образа – от геометризованных схематичных до приближающихся к реалистичным. В русских вышивках гроздь винограда часто изображали сужающимся концом не вниз, а вверх.

РЭМ 5494–96. Донце повойникообразного кокошника московского типа. Бархат, картон, хлопчатобумажная ткань; металл: золотная нить, блёстки. Конец XVIII – начало ХIХ в. Европейская часть России. Поступил в РЭМ в 1923 г. (из коллекции С.С. Соломко)
РЭМ 5494–96. Донце повойникообразного кокошника московского типа. Бархат, картон, хлопчатобумажная ткань; металл: золотная нить, блёстки. Конец XVIII – начало ХIХ в. Европейская часть России. Поступил в РЭМ в 1923 г. (из коллекции С.С. Соломко)

Проникновение образа винограда в культуру русского народа связано с церковной культурой и с восприятием крестьянами через литургическую обрядность библейской символики виноградной лозы. В Ветхом Завете она соотносится с образом Земли обетованной, поскольку обильный урожай считался основным признаком богатства (Второзаконие 8:7–9). Изобилие, процветание и, шире, жизнь – одно из основных библейских значений образа винограда.

В Библии образы виноградной грозди, ягод, а также лозы и виноградника соотносятся с понятиями возрождения и Божьего благословения (например, в книге пророка Иеремии 31–33).

В Новом Завете тема виноградника приобретает иной смысл: здесь он соотносится с представлениями о Царстве Божием (например, в притчах Иисуса о винограднике и виноградарях – Мф. 20:1–11, 21:33–43) и является символом рая.

Как райское растение виноград ассоциируется с древом жизни. В Ветхом Завете виноградная лоза соотносится с идеей плодородия и продолжения рода: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем» (Псалом 127:3).

РЭМ 1569-1. Кокошник (фрагмент). Позумент. Вторая половина ХIХ в. Олонецкая губ. Дар императора Николая II в 1909 году
РЭМ 1569-1. Кокошник (фрагмент). Позумент. Вторая половина ХIХ в. Олонецкая губ. Дар императора Николая II в 1909 году

Символика винограда, связанная с мотивом плодородия и продолжения жизни, в культуре русских нашла применение, например, в текстах земледельческих обрядов календарного цикла, в частности в ритуале святочного колядования, программирующего благополучие на будущий годовой период. Поздравительно-величальные песни-благопожелания, исполняемые во время обходов домов, назывались виноградьями благодаря рефрену: «Виноградье, красно-зеленое мое!» Наиболее частые мотивы виноградий связаны с брачной и семейной тематикой. В форме виноградий на Русском Севере исполняли величальные песни на праздничных молодежных посиделках, а также на свадьбах. Образ винограда прослеживается в атрибутике и фольклоре самой свадебной обрядности. В севернорусских свадебных песнях, например, виноград символизирует новобрачного:

… Виноград ты, Илья сударь,
Виноград Васильевич,
А ягода, а ягода свет Марьюшка,
А ягода, а ягода Александровна…

В приведенных контекстах виноград – растение и плоды – несет в себе преимущественно символику жизни и продолжения рода. Крестьянская культура восприняла образ винограда из церковной традиции – как словесной, книжной, так и материальной, вещевой. Этому способствовало проникновение технологических приемов оформления церковной утвари в область декорирования мирских предметов. В частности, особенности изображения винограда в церковном золотном шитье находят довольно точное продолжение в таких элементах народного костюма, как душегреи, женские головные уборы и платки. Это объясняется тем, что заказы на изготовление подобных деталей для нарядов девушек, достигших брачного возраста, и в приданое для невест зачастую выполнялись в монастырских и скитских мастерских.

Автор статьи Елена Львовна Мадлевская, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа.