1941 год. Немецкий блицкриг в самом разгаре, танковые клинья подступают к Москве, а фашистские самолеты сбрасывают бомбы на столицу Советского Союза. Немецкая пропаганда уверяет, что вся советская авиация была уничтожена в первые дни войны, и скоро «красная угроза» будет ликвидирована. Начальник ВВС Военно-Морского флота Семен Жаворонков (Сергей Пускепалис) предлагает показать врагу, что наши летчики еще способны огрызнуться и разрабатывает дерзкий план нанесения бомбового удара непосредственно по Берлину. Об этой операции и рассказывает военная драма «1941. Крылья над Берлином».
Семен Жаворонков — реальное историческое лицо, равно как и командующий авиационным полком Евгений Преображенский (Максим Битюков) и летчик-испытатель Владимир Коккинаки (Гела Месхи), а вот практически все остальные персонажи фильма представляют собой собирательные образы или попросту вымышленных героев. При этом из-за обилия действующих лиц многие персонажи не успевают толком раскрыться и опознаются только по одной приметной черте: Преображенский играет на баяне, любвеобильный лейтенант Черемис (Александр Метелкин) пользуется успехом у девушек, а суровый капитан Выдрин (Сергей Гилев) скрывает проблемы со здоровьем. Что прискорбно, герои картины практически не меняются по мере развития сюжета (вменяемая арка характера и личная мотивация есть только у Черемиса). К примеру, легкомысленный новичок Мурашов (Степан Белозеров) даже после того, как ему приходится очищать внутренности бомбардировщика от крови своего предшественника, продолжает дурачиться и во время ночного дежурства позволяет себе залезть в кабину самолета, чтобы представить себя летчиком. Что до Сергея Пускепалиса, то он за последние годы так часто снимался в разного рода военных фильмах, что, кажется, для него они смешались в один большой сериал про Великую Отечественную войну.
Несмотря на то, что «1941. Крылья над Берлином» — это военная драма, боевых действий в картине мало. По сути, в фильме одна батальная сцена, причем в самом начале, когда флотские бомбардировщики ДБ3-Ф производят налет на конвой немецких судов. Значительная же часть хронометража посвящена подготовке к рейду на Берлин — члены экипажей бомбардировщиков прилетают на остров Сааремаа в Балтийском море, где для них обустроен аэродром, обживаются, флиртуют с симпатичными эстонками, работающими при полевой кухне, и ждут отмашки на вылет. Жаворонков нервничает из-за запаздывающих тральщиков, которые должны привезти бомбы, и приближающегося циклона, но его напряжение не передается зрителю, ведь на экране мы видим в основном безоблачное небо, залитые солнцем зеленые луга и красивых девушек, исполняющих народные песни.
Все дело в том, что первый вылет на Берлин, которому посвящена картина, несмотря на неблагоприятные погодные условия, не лучшее состояние самолетов и общую сложность задачи, прошел гладко, а режиссер Константин Бусловне стал значительно отступать от исторической фактуры и показал, как непросто было летчикам. Они были вынуждены лететь ночью и соблюдать радиомолчание, а штурманы могли ориентироваться только по бумажным картам и горящим далеко внизу огням городов. Бомбардировщикам нужно было пройти через грозовой фронт и преодолеть два кольца ПВО, окружающих Берлин, а затем отыскать стратегически важные объекты вроде вокзалов и электростанций и сбросить на них свой смертоносный груз. Операция прошла как по нотам, летчики выполнили поставленную боевую задачу и без потерь смогли вернуться из первого вылета — и это хорошо для них, но плохо для зрителя, который жаждет видеть драматические перипетии, от которых кровь стынет в жилах. В фильме же вместо зрелищного воздушного боя и масштабных разрушений от сброшенных бомб мы видим стрельбу из пулемета по мелькающему во мгле силуэту и расцветающие где-то далеко внизу огненные шары взрывов. Вместо того, чтобы показать нам последствия успешного вылета, режиссер рассказывает нам о них в титрах — дескать, бомбовые удары произвели огромный психологический эффект на немцев и воодушевили советские войска. Это, конечно, здорово, но не вызывает ощущения драгоценной победы, одного из первых громких успехов, позволивших переломить ход войны. Мы же приходим в кино не читать, правда?
Константин Буслов попытался добавить истории драматизма при помощи двух поднадоевших штампов, которые мы часто видим в фильмах о советской эпохе: проблемы со здоровьем у одного из героев и придурковатое начальство, вставляющее палки в колеса. К счастью, режиссер не покусился на реальных исторических лиц, так что командующие операцией военные показаны ответственными и компетентными офицерами, а роль мешающего всем дурачка отведена присланному из столицы особисту в штатском, не разбирающемуся в самолетах и военном деле, но имеющему мнение по всем вопросам.
РОССИЙСКИЙ ФИЛЬМ : 1941. КРЫЛЬЯ НАД БЕРЛИНОМ (2022)