Смертная казнь за кражу яблок
Как убивали и наказывали в древние времена
Самая древняя профессия и самое тяжёлое наказание. Люди совершали убийства ещё до того, как появилось общество, как появились законы и убийство стало, по крайней мере, караться штрафом, если, конечно, речь шла о рабах. А вот божья кара, если верить Библии, всегда преследовала человека, занёсшего камень над головой собрата своего.
Живёт ли зло в каждом из нас? А преступление — всегда ли выбор? Относительна ли справедливость и можно ли восхищаться криминальными элементами? В этой статье делимся уникальными и любопытными наблюдениями и историями, подчерпнутыми из книги «Криминология: история самых известных преступлений».
Если хотите с головой погрузиться в противоречивый и завораживающий мир беззаконья — бегом читать книгу. А мы пока побалуем несколькими интересными историческими зарисовками.
С чего начались убийства?
Люди — это, к счастью, не эгоистичные и взрывные шимпанзе, но с контролем агрессии у них всегда были проблемы. Первое убийство, зафиксированное в Библии — ссора Каина и Авеля. Оба брата принесли в жертву Всевышнему свои дары, но жертвы Каина бог не принял, а вот ягнята Авеля ему понравились. Из-за ревности обделённый божьим вниманием Каин и убил Авеля.
А вообще, термин criminalis (преступный) произошло от слова crimen — преступление. Этот латинский корень и лёг в основу всех современных слов наподобие «криминалистика» и «криминалитет». Само понятие преступления впервые ввели именно римляне, обозначившие чёткие порядки и взаимоотношения между законом и тех, кто его нарушал.
Благодаря наследию Римской империи все последующие государства Европы получили базу, от которой отталкивались в написании своих законов.
Что такое «драконовские меры»?
Закон может быть суров, а те, кого несправедливо осудили могут крикнуть со скамьи подсудимых: «Да это просто драконовские меры»! Само выражение тоже восходит истоками к римскому, а точнее, древнегреческому наследию — у греков римляне позаимствовали много чего полезного, включая философию и религию.
Юридический кодекс древних Афин был устроен так, что суд определял и выносил наказания. Кого, как и за что судили определял человек, написавший этот суровый кодекс — Драконт. Именно так звали афинянина, провозгласившего равноправие перед законом всех граждан полиса, способных обеспечить себя и служить в войсках. Он реформировал всё законодательство и навсегда вошёл в историю как тот, чьё имя всуе вспоминает любой каторжник.
Почему вместо «белого» и «чёрного» у нас сплошное серое?
Не прошло и полувека, как «равноправие перед законом» стало понятием относительным. Даже в идеалистической демократии Афин стало быстро понятно, что каждое убийство — случай отдельный и уникальный. Вот почему Драконт провёл черту между «убийством умышленным» и «убийством ненамеренным». Дальше к этому добавились ещё отягощающие или смягчающие условия наподобие конфликта двух родственников или мелких краж.
Но вот почему-то кража яблок наказывалась смертной казнью, как и святотатство или государственная измена. Вот это поистине драконовские меры, но у Драконта на недоумения афинян был такой ответ:
«Потому что мелкие преступления заслуживают смертной казни, а за большие преступления у меня нет высшей меры».
И понимай как хочешь. А способов смертной казни в древних Афинах было три: быть сброшенным со скалы в пропасть, быть привязанным к дереву и затем умереть от жажды, холода или жары, либо по старинке быть отравленным ядом. Любой умник и умница скорее выберут третью дорожку — как, например, решил Сократ.
Все мы не безгрешны
Наследие Драконта живо и поныне, однако ещё те, кто знал его лично решили чуточку ослабить пыл законодательства сурового и непоколебимого. Афинский политик Салон принял другой свод законов, дав поблажку там, где посчитал необходимым. И вот Салона потомки из Европы считают отцом-основателем современного права. Так что не Джоном Локком единым, товарищи.
И казалось бы, действительно, после тёмного периода Средневековья, когда закон Божий был важнее любых конституциональных попыток очертить границы справедливости, должно было разрастись хотя бы относительное гуманистическое пространство для мысли. Философы и мыслители, облачённые в тонкий шёлк и имеющие возможность принимать горячую ванну с розовым мылом, могли бы проявить ещё больше сочувствия к своим братьям.
Но что получилось в итоге? Изобрели гильотину.
И подарил человечеству сей наиэффективнейший инструмент наведения государственного порядка никто иной, как немецкий классик Фридрих Шиллер — почётный гражданин революционной Франции. Фридрих Шиллер твёрдо считал, что со злом нужно бороться, причём насильственными методами. А вошёл Шиллер в историю как пламенный гуманист — наверное, за то, что гильотина убивает быстро и почти не больно.
За такую философски оправданную смерть, видимо, и яблок можно наворовать вдоволь — как, например, сделал Жан Вальжан, герой «Отверженных» Виктора Гюго. Правда, он казни избежал и попал на каторгу, да и впоследствии его история закончилась гораздо более благополучно, чем у других его братьев-преступников.
Ведь воровать для бедных — дело благородное, не правда ли? Что ж, Драконт бы вряд ли пощадил Робин Гуда и его единомышленников. А ещё больше интересных исторических фактов вы найдёте в книге «Криминология: история самых известных преступлений».