Всем привет! В предыдущем посте я упомянул про очередные перемены в транспорте Подмосковья с 1 сентября. Вкратце - основной автобусный перевозчик "Мострансавто" (МТА) приступает к обслуживанию 203 маршрутов, где работают частные перевозчики группы компаний "Ранд-Транс". Под такой объём работы Мострансавто потребуется более 1000 единиц техники.
На фоне всего происходящего, я решил освежить в памяти события последних лет и вспомнить ключевые моменты автобусных перевозок Московской области, дабы сложилась целостная картина. Ну а выводы я выношу на суд читателям. Буду рад услышать Ваше мнение в комментариях.
Функционировала подмосковная транспортная система на более менее стабильном уровне. Государственный перевозчик "Мострансавто" являлся фундаментом всей системы. Помимо рейсов по региону и между МО и Москвой, Мострансавто работал по междугородним маршрутам в соседние регионы.
Затем по мере истощения ресурсов (нехватки кадров, большого количества неисправной техники) перевозки по межгороду пришли в упадок. Ну а 10 лет назад всё было совсем иначе. Поставка отечественных автобусов ГолАЗ к сочинской олимпиаде подтолкнула предприятие к развитию. Тогда и так хватало комфортабельных машин: корейских Hyundai Universe, Мерседесов "Conecto" турецкой сборки, б/у европейской техники - автобусов Setra и MAN.
- Для городских перевозок на замену легендарным ЛиАЗам-5256 начали закупать ЛиАЗы современной модели "5292".
- Помимо МТА небольшой объём работы выполняли частные перевозчики. Притом техника у них была самая разнообразная и далеко не новая.
- В 2016 году появляется абсолютно новая для региона модель перевозок. На маршрутах Мострансавто начинают трудится частники. Суть такова: соисполнитель, имея водителей и технику, работает под вывеской МТА. Этот так называемый "субподряд" происходит в основном на маршрутах МО-Москва.
- Изначально выпуск был смешанным: работали и собственные автобусы Мострансавто, и частные. Потом разделение ушло - соисполнители полностью стали обслуживать эти маршруты. "Родная" техника МТА изредка выходила на помощь субподрядчикам, когда те по каким-либо причинам не могли самостоятельно закрывать весь выпуск.
- На старте данного проекта частники эксплуатировали только подвижной состав малого класса. Но вскоре пришлось закупать большие автобусы, ввиду увеличения объёмов транспортной работы.
- Тем временем Мострансавто в 2016 году приобретает большую партию автобусов среднего класса ЛиАЗ-4292, ПАЗ "Вектор Next" и автобусов малого класса Газель "Next". Новая техника идёт на замену старым ЛиАЗам-5256 и турецким Mercedes-Benz O345 "Conecto".
- Автобусы большого класса пришли в МТА лишь в конце 2017 года. Тогда перевозчик заполучил 540 комфортабельных машин ЛиАЗ-5250 "Вояж". Эта же поставка техники включила самую крупную партию микроавтобусов Луидор (на базе Газели "Next") - целых 900 единиц!
- С маршрутами постепенно проводится реформа. Всë больше и больше линий получают социальный статус - переходят на регулируемый тариф. Уходят в историю "красные" коммерческие рейсы, существовавшие одновременно вместе с социальными в рамках одного маршрута.
- А вот в новые подмосковные районы как раз запускаются коммерческие маршруты без льгот. Позднее приказом Губернатора Московской области на всех маршрутах областного реестра стал доступен проезд по социальным картам жителя МО.
- В конце 2018 совершенно неожиданно 4 лота на обслуживание межмуниципальных и смежных межрегиональных (Москва-МО) маршрутов с 2019 года достались группе компаний "Ранд-Транс". Это тот самый частник, который работал на субподряде под флагом "Мострансавто".
- Перемены в транспортном обслуживании коснулись сильнее всего ближнего Подмосковья, таких городов как Балашиха, Видное, Долгопрудный, Домодедово, Королëв, Красногорск, Мытищи, Одинцово, Химки. Несколько маршрутов отошло к частнику в Наро-Фоминске.
- А что же происходило в Мострансавто? Некоторые филиалы, например Долгопрудный или Мытищи, лишились практически всех своих линий. Дабы не допустить ликвидации филиалов, решили провести большую ротацию маршрутов.
- Ещё один серьёзный "удар" транспортная система МО получила в 2022 году, когда вышеупомянутый частный перевозчик вышел на все автобусные маршруты в Видном и Домодедово. Одновременно с данным событием, из этих двух городов прекратился выпуск автобусов "Мострансавто", а территории стали сдаваться в аренду частнику.
- Выйти гладко "Ранд-Транс" на новые маршруты не сумел. Первое время на подмогу приезжали автобусы МТА буквально со всего региона, пока не прибыли новые автобусы для работы в Видном и Домодедово.
- Московская область испытывала острую нехватку автобусов. Для решения проблем с техникой, столичный "Мосгортранс" передал в Подмосковье 200 автобусов, из них 50 гармошек модели "ЛиАЗ-6213".
- Вообще в 2022 году произошло много интересных событий в транспортной сфере: внедрение выделенных полос, запуск экспресс-рейсов на маршрутах между МО и Москвой, новый закон о запрете оплаты проезда наличными, по сей день вызывающий вопросы. Кому интересно - отдельная статья о главном в транспорте Подмосковья за 2022.
- Новый 2023 год ознаменовался масштабным обновлением автобусного парка Мострансавто. Приобретены уже привычные всем ЛиАЗы, моделей 4292 и 5292. В регионе началась эксплуатация автобусов НефАЗ-5299, причём в двух вариантах - городском и пригородном. Сегмент малого класса пополнили новые микроавтобусы Газель "Next".
- Быстрыми темпами выводится из эксплуатации старая техника - автобусы ГолАЗ и Hyundai. Также сегодня попирает "забор" большое количество ЛиАЗов 2014-2016 годов выпуска.
- Даже крайняя поставка новых автобусов не смогла решить проблему нехватки подвижного состава. Посему вновь случилась передача б/у ЛиАЗов из Мосгортранса в Московскую область минувшим летом.
Теперь Московская область сталкивается с новым вызовом. Впереди многочисленные изменения в работе общественного транспорта региона. Как будет функционировать система, мы узнаем очень скоро. А у меня на сегодня всё. Всем большое спасибо за внимание!
- Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
- Информация о подвижном составе взята с сайта Фотобус - автобусный транспорт.
- Статьи на тему подмосковного транспорта:
- Читайте также на канале: