Найти тему

Что присходило с автобусными перевозками в Московской области последние годы? Хронология событий

Всем привет! В предыдущем посте я упомянул про очередные перемены в транспорте Подмосковья с 1 сентября. Вкратце - основной автобусный перевозчик "Мострансавто" (МТА) приступает к обслуживанию 203 маршрутов, где работают частные перевозчики группы компаний "Ранд-Транс". Под такой объём работы Мострансавто потребуется более 1000 единиц техники.

Автобус НефАЗ-5299 следует по маршруту №437 Клин-Москва.
Автобус НефАЗ-5299 следует по маршруту №437 Клин-Москва.

На фоне всего происходящего, я решил освежить в памяти события последних лет и вспомнить ключевые моменты автобусных перевозок Московской области, дабы сложилась целостная картина. Ну а выводы я выношу на суд читателям. Буду рад услышать Ваше мнение в комментариях.

Функционировала подмосковная транспортная система на более менее стабильном уровне. Государственный перевозчик "Мострансавто" являлся фундаментом всей системы. Помимо рейсов по региону и между МО и Москвой, Мострансавто работал по междугородним маршрутам в соседние регионы.

Затем по мере истощения ресурсов (нехватки кадров, большого количества неисправной техники) перевозки по межгороду пришли в упадок. Ну а 10 лет назад всё было совсем иначе. Поставка отечественных автобусов ГолАЗ к сочинской олимпиаде подтолкнула предприятие к развитию. Тогда и так хватало комфортабельных машин: корейских Hyundai Universe, Мерседесов "Conecto" турецкой сборки, б/у европейской техники - автобусов Setra и MAN.

  • Для городских перевозок на замену легендарным ЛиАЗам-5256 начали закупать ЛиАЗы современной модели "5292".
Автобус ЛиАЗ-5292 на маршруте №3 в Химках. 2015 год. На момент съёмки автобус работал первые дни с пассажирами.
Автобус ЛиАЗ-5292 на маршруте №3 в Химках. 2015 год. На момент съёмки автобус работал первые дни с пассажирами.
  • Помимо МТА небольшой объём работы выполняли частные перевозчики. Притом техника у них была самая разнообразная и далеко не новая.
  • В 2016 году появляется абсолютно новая для региона модель перевозок. На маршрутах Мострансавто начинают трудится частники. Суть такова: соисполнитель, имея водителей и технику, работает под вывеской МТА. Этот так называемый "субподряд" происходит в основном на маршрутах МО-Москва.
  • Изначально выпуск был смешанным: работали и собственные автобусы Мострансавто, и частные. Потом разделение ушло - соисполнители полностью стали обслуживать эти маршруты. "Родная" техника МТА изредка выходила на помощь субподрядчикам, когда те по каким-либо причинам не могли самостоятельно закрывать весь выпуск.
  • На старте данного проекта частники эксплуатировали только подвижной состав малого класса. Но вскоре пришлось закупать большие автобусы, ввиду увеличения объёмов транспортной работы.
  • Тем временем Мострансавто в 2016 году приобретает большую партию автобусов среднего класса ЛиАЗ-4292, ПАЗ "Вектор Next" и автобусов малого класса Газель "Next". Новая техника идёт на замену старым ЛиАЗам-5256 и турецким Mercedes-Benz O345 "Conecto".
  • Автобусы большого класса пришли в МТА лишь в конце 2017 года. Тогда перевозчик заполучил 540 комфортабельных машин ЛиАЗ-5250 "Вояж". Эта же поставка техники включила самую крупную партию микроавтобусов Луидор (на базе Газели "Next") - целых 900 единиц!
  • С маршрутами постепенно проводится реформа. Всë больше и больше линий получают социальный статус - переходят на регулируемый тариф. Уходят в историю "красные" коммерческие рейсы, существовавшие одновременно вместе с социальными в рамках одного маршрута.
  • А вот в новые подмосковные районы как раз запускаются коммерческие маршруты без льгот. Позднее приказом Губернатора Московской области на всех маршрутах областного реестра стал доступен проезд по социальным картам жителя МО.
На фото - конечная остановка общественного транспорта в жилом комплексе "Мортонград-Путилково".
На фото - конечная остановка общественного транспорта в жилом комплексе "Мортонград-Путилково".
  • В конце 2018 совершенно неожиданно 4 лота на обслуживание межмуниципальных и смежных межрегиональных (Москва-МО) маршрутов с 2019 года достались группе компаний "Ранд-Транс". Это тот самый частник, который работал на субподряде под флагом "Мострансавто".
  • Перемены в транспортном обслуживании коснулись сильнее всего ближнего Подмосковья, таких городов как Балашиха, Видное, Долгопрудный, Домодедово, Королëв, Красногорск, Мытищи, Одинцово, Химки. Несколько маршрутов отошло к частнику в Наро-Фоминске.
Автобус КАвЗ-4270 на маршруте №44 (станция Сходня - Круглое озеро). 2020 год.
Автобус КАвЗ-4270 на маршруте №44 (станция Сходня - Круглое озеро). 2020 год.
  • А что же происходило в Мострансавто? Некоторые филиалы, например Долгопрудный или Мытищи, лишились практически всех своих линий. Дабы не допустить ликвидации филиалов, решили провести большую ротацию маршрутов.
Автобус ЛиАЗ-5250 "Вояж" из филиала города Долгопрудный на маршруте №575 (метро "Тушинская" - Брёхово). 2019 год.
Автобус ЛиАЗ-5250 "Вояж" из филиала города Долгопрудный на маршруте №575 (метро "Тушинская" - Брёхово). 2019 год.
  • Ещё один серьёзный "удар" транспортная система МО получила в 2022 году, когда вышеупомянутый частный перевозчик вышел на все автобусные маршруты в Видном и Домодедово. Одновременно с данным событием, из этих двух городов прекратился выпуск автобусов "Мострансавто", а территории стали сдаваться в аренду частнику.
Автобусы Volgabus-5270 на автовокзале города Домодедово. Январь 2022 года.
Автобусы Volgabus-5270 на автовокзале города Домодедово. Январь 2022 года.
  • Выйти гладко "Ранд-Транс" на новые маршруты не сумел. Первое время на подмогу приезжали автобусы МТА буквально со всего региона, пока не прибыли новые автобусы для работы в Видном и Домодедово.
Так называемая "гуманитарная" помощь от Мострансавто для перевозок в Домодедово. Январь 2022 года.
Так называемая "гуманитарная" помощь от Мострансавто для перевозок в Домодедово. Январь 2022 года.
  • Московская область испытывала острую нехватку автобусов. Для решения проблем с техникой, столичный "Мосгортранс" передал в Подмосковье 200 автобусов, из них 50 гармошек модели "ЛиАЗ-6213".
  • Вообще в 2022 году произошло много интересных событий в транспортной сфере: внедрение выделенных полос, запуск экспресс-рейсов на маршрутах между МО и Москвой, новый закон о запрете оплаты проезда наличными, по сей день вызывающий вопросы. Кому интересно - отдельная статья о главном в транспорте Подмосковья за 2022.
Переданный из Мосгортранса автобус ЛиАЗ-6213 на маршруте №342 Химки-Москва.
Переданный из Мосгортранса автобус ЛиАЗ-6213 на маршруте №342 Химки-Москва.
  • Новый 2023 год ознаменовался масштабным обновлением автобусного парка Мострансавто. Приобретены уже привычные всем ЛиАЗы, моделей 4292 и 5292. В регионе началась эксплуатация автобусов НефАЗ-5299, причём в двух вариантах - городском и пригородном. Сегмент малого класса пополнили новые микроавтобусы Газель "Next".
  • Быстрыми темпами выводится из эксплуатации старая техника - автобусы ГолАЗ и Hyundai. Также сегодня попирает "забор" большое количество ЛиАЗов 2014-2016 годов выпуска.
  • Даже крайняя поставка новых автобусов не смогла решить проблему нехватки подвижного состава. Посему вновь случилась передача б/у ЛиАЗов из Мосгортранса в Московскую область минувшим летом.
Очередной "переданец" из Мосгортранса на маршруте №26 в Дмитровском городском округе.
Очередной "переданец" из Мосгортранса на маршруте №26 в Дмитровском городском округе.

Теперь Московская область сталкивается с новым вызовом. Впереди многочисленные изменения в работе общественного транспорта региона. Как будет функционировать система, мы узнаем очень скоро. А у меня на сегодня всё. Всем большое спасибо за внимание!

  • Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
  • Информация о подвижном составе взята с сайта Фотобус - автобусный транспорт.
  • Статьи на тему подмосковного транспорта:
  • Читайте также на канале:
В Москве открылся новый парк электробусов. Причём за пределами МКАД - в районе Митино
Колесо транспортного обозрения7 июля 2023