Интересный исторический факт: те правители, которые относительно мягко относились к народу и бунтовщикам, впоследствии получали народное клеймо позора. И наоборот, те правители, которые жестоко обращались со своими гражданами и держали всю страну в кулаке, спустя время назывались большей частью населения чуть ли не великими гениями своего времени. Конечно, свои плюсы и минусы, достижения и неудачи были в любой эпохе. Но иногда действия правителей могли приводить к непоправимым последствиям как для страны, так и для титульной нации. Сейчас на основе фактов и документов можно сравнить, как эволюционировали методы борьбы с инакомыслящими в ту или иную эпоху.
Например, условия содержания бунтарей и заговорщиков при Николае I были намного лучше, чем при режиме большевиков и в эпоху тоталитаризма. Никаких жестоких пыток и допросов не было. Арестантов, которые не хотели сотрудничать с властью, просто сажали на хлеб и воду. Самым жестоким издевательством было накормить арестанта соленой пищей, а потом не давать воды. Даже при таких условиях были те, кто быстро ломался и выдавал все планы и всех зачинщиков. Кандалы, плети, скудная еда и соль - вот самые страшные пытки для тех, кто решился устроить бунт и покуситься на жизнь императора. По замыслу декабристов, царскую семью планировалось сперва арестовать, а потом, при определённых обстоятельствах, убить. Спустя 100 лет этот план осуществили большевики во главе с Лениным.
Всего несколько декабристов продолжили в тюрьме под пытками мужественно защищать свои убеждения. До конца на своем стоял Иван Якушкин, которого один раз допрашивал лично император. Он пригрозил отчаянному декабристу, что если тот не хочет губить семейство и себя, то должны немедленно во всём признаться. Но Якушкин сказал, что он дал честное слово никого не называть. Император в злости закричал: «Что мне ваше мерзкое честное слово! Заковать его так, чтобы он и пошевелиться не мог!». Бедного декабриста месяц держали в оковах, перевели на скудную пищу и постоянно присылали гонцов с просьбой во всем признаться. Навещать узника приходили люди из разных инстанций: священник, врач, помощники Государя, но Якушкин продолжал стоять на своем. В итоге, окончательно измотанный, он все таки назвал имена некоторых членов общества. При этом заявил, что всю вину он берет на себя. «Пусть судят и казнят меня, а не товарищей».
После этого признания Николай I разрешил снять кандалы с насчитанного декабриста, ввести нормальное питание, писать письма домой, а позже и вовсе видеться с родными. Для человека, на которого было организовано покушение, он поступил весьма достойно, что не снимает с него ответственности за другие жестокие меры. Например, при Сталине Якушкина сперва отвезли в бы тюрьму, жестко пытали, а потом просто расстреляли без суда и следствия. После приговора вся семья арестанта (даже если дело сфабриковали для отчета на стол вождю), была бы подвергнута репрессиям, высылкам, позорным клеймом «враг народа» и т. д. Достаточно вспомнить ситуацию после убийства Кирова и то, как расправлялись с теми, кто даже не имел к этому делу никакого отношения. А что в итоге ждало самого смелого и порядочного декабриста Ивана Якушкина, который участвовал в заговоре против императора?
По решению суда он был отнесён к первому разряду преступников и приговорён к каторжной работе на 20 лет, а потом на поселение. Но уже указом от 1826 года срок каторжных работ был сокращён для него до 15 лет. Всю свою жизнь он прожил в Тобольской губернии и сделал для местных жителей много полезных дел. Открыл школу, преподавал и занимался просветительской работой. Никакие местные комиссары на местах не ходили за ним с винтовками, не следили за каждым шагом, не унижали, ни стучали, как это было потом при ВЧК. Да и вообще, возможно ли себе представить, что при тоталитаризме заговорщики в окружении вождя после суда потом учили детей где-нибудь в Сибири или на Урале?! Еще один порядочный декабрист, Иван Пущин, тоже был приговорен к ссылке в Сибирь. На поселении и после возвращения в Москву он продолжал общаться со всеми декабристами и членами их семей, помогал нуждающимся.
Декабриста Петра Борисова почти три месяца держали в кандалах, а после суда отправили в Забайкальский край, где он вместе с братом занимался научными исследованиями. Более того, Николай I был хотя бы был склонен к рефлексии и сочувствию. В письме к брату Константину он писал: «Дорогой мой Константин! Ваша воля исполнена: я — император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных!». Графу Ле Ферронэ: «Никто не в состоянии понять ту жгучую боль, которую я испытываю и буду испытывать всю жизнь при воспоминании об этом дне».
Многие забывают или не хотят признавать факт, что после самого знаменитого восстания в истории России большая часть виновных в наказание получили - ссылку, а не расстрел без суда и следствия. Из 579 человек, судом признаны виновными - 287 человек. 120 человек были сосланы в Сибирь, часть отправлены в тюрьму, часть помилованы и 5 главных организаторов приговорены к смертной казни через повешение. При этом в начале XIX века смертная казнь в большей части европейских стран была обычной практикой. Особенно в этом деле преуспела Франция. Гильотина часто использовалась для казни как политических, так и уголовных преступников во время Французской революции.
-~-~-~-~-~-~-~-
Пишите ваши отзывы и мнения в комментариях. Спасибо за внимание и до новых встреч!