Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Когнитивная модель социальной фобии Кларка-Уэллса.

Как и в случае других фобий, при работе с СТР предполагается экспозиционная терапия. Тем не менее, определенную роль в возникновении и поддержании социальной фобии играют когнитивные факторы. Поэтому подразумевается, что сначала прорабатываются когнитивные сферы, лежащие в основе этого расстройства и лишь затем проводится экспозиция с теми пугающими стимулами, которые, как предсказывает человек, могут привести к катастрофе.

Кларк и Уэллс предположили, что когнитивные схемы социально тревожных людей заставляют их ожидать, что они будут вести себя неуклюжим неприемлемым образом, что приведет к отторжению и потере статуса. Такие негативные ожидания приводят к тому, что они становятся озабоченными телесными реакциями негативным собственным воображаемым образом в социальных ситуациях; к переоценке того, насколько легко другие обнаружат их тревогу; и к неправильному пониманию того, как хорошо их определяют другие люди.

Модель социальной фобии Кларка-Уэллса выделяет несколько таких когнитивных схем.

Первая когнитивная схемаинтерпретация умеренно негативных событий в катастрофической манере. Например, мягкая критика, вызывающая ощущение полной катастрофы. Это стандартное когнитивное искажение «катастрофизация».

Вторая когнитивная схема – повышенная сосредоточенность внимания на себе в тревожащих социальных ситуациях. Это связано с самофокусированным вниманием. И это порождает ряд негативных моментов, потому что когда они находятся в любых ситуации социального взаимодействия, то все внимание перераспределено на них самих и на то, какое впечатление они оказывают на окружающих людей. Соответственно, поскольку ресурсы внимания заняты, они довольно слабо участвуют в разговоре, т.е. мало того, что они в принципе не особо активные собеседники, ввиду того, что боятся, что их высказывания будут критически оцениваться, но они еще и «тормозят», именно из-за того, что им сложно переключить внимание. Что значит «тормозят»? – Это нежелание вступать во взаимодействие, медленное реагирование. Например, человек приходит заниматься в спортивный зал, и с ним начинают там здороваться. Пока он думает, стоит ли ему отвечать и как он выглядит, и говорит ли он «здравствуйте» в нормальной манере или нет, то, соответственно, время упущено. И когда он приходит к решению, что можно поздороваться, с его точки зрения, это становится не очень приемлемо с социальной точки зрения и выглядит некрасиво. В результате каждый поход в зал вызывает у него кучу вопросов, кучу переживаний, с непониманием, как действовать, а окружающие люди начинают негативно воспринимать их поведение, и большинство трактует их поведение, как враждебное. Они редко проявляют активную агрессию, они вообще мало ее проявляют, но вот это нежелание вступать в разговор, закрытые ответы, неспособность, более-менее на нейтральном уровне что-то рассказать или поболтать, очень негативно воспринимается окружающими людьми.

Следующая особенность в том, что люди с этим расстройством демонстрируют сниженную обработку внешних сигналов. Это следствие самофокусировки внимания. В реальности они не особенно наблюдают то, что происходит вокруг них. Обращают внимание на других людей только с точки зрения того, как эти люди относятся к ним. У них не остается ресурсов активного внимания, чтобы переключиться. Поэтому они очень плохо разбираются в окружающих людях, т.е. очень плохо понимают мотивы других людей, с трудом интересуются другими людьми. Это не эгоистичность, не эгоцентричность, но постоянная фокусировка на себе не позволяет им хоть немного интересоваться тем, что происходит вокруг. Поэтому, например, добиться от них описания характера, особенностей, предпочтений, мнений, даже близких людей, от них очень сложно.

Следующая особенность, в том, что люди с СКР искажают образы о том, как они кажутся другим людям в пугающих социальных ситуациях. Речь о том, что у каждого из нас есть социальный имидж – представление о том, как мы выглядим в глазах окружающих. Он формируется с начала нашего детского опыта, и одна из версий заключается в том, что еще на ранних этапах развития начинает формироваться негативный имидж (негативный селф). Центральная краевая идея – что они выглядят слабыми и подчиняемыми. Многие из них внутри бунтуют и не считают, что они в реальности такие, но почти все они убеждены, что в глазах других людей они представляются слабаками, с которыми можно вести себя как угодно: им можно хамить, можно не замечать, мнение можно не учитывать и т.п. И представление о себе вызывает у них мощнейшее сопротивление, желание исправить ситуацию.

Но они твердо убеждены, что они так выглядят. Более того, они постоянно ищут подтверждение этому факту, это вариант самосбывающего пророчества. Потому что в реальности они себя не очень выпячивают, не очень сильно привлекают внимание, и в реальности их действительно могут игнорировать, могут с ними не вступать во взаимодействие, особенно, если они длительно в этом коллективе находятся и туда приплетаются другие особенности, поскольку они не очень внешне выглядят доброжелательными, несмотря на то, что, внутри-то они доброжелательны. Люди в ответ начинают их игнорировать, не учитывать их мнение, что еще больше подтверждает их мнение, что их никто ни во что не ставит. И они занимаются бесконечным подсчетом, кто и сколько раз обратился ко всем, но не к ним, кто и сколько раз посмотрел на них с пренебрежением. Т.е. фиксация на своем имидже настолько велика, что они ходят и считают, сколько раз их унизили, оскорбили и реально показали свое пренебрежение.

3-я когнитивная схема. Те телесные, внутренние физиологические изменения (покраснения, внутренняя дрожь и т.п.) которые в них происходят, считают, что они видны окружающим людям, и, что люди делают соответствующие выводы о том, что человек неадекватен, болен, слаб, тревожащийся, боящийся и т.п. Т.е. в большинстве социальных взаимодействий мы не видим этих проявлений. Но при этом, если бы мы долго общались с этими людьми, например, сидели бы в одном кабинете, то, в принципе, мы бы увидели, потому, что проявления тревоги довольно заметны окружающим людям, но по исследованиям не все их интерпретируют, как проявление тревожного поведения. Многие люди интерпретируют это, как проявление негативного и недоброжелательного отношения. Так что снова будет подтверждение того, чего они боялись.

Эти схемы предполагают безопасное поведение. Например, пациентка потеет в социальных ситуациях. Это частая вещь. И у нее возникает переживание, что окружающие увидят ее вспотевшие подмышки. Безопасное поведение: кофты с рукавом «летучая мышь», использование большого количества футболок, чтобы их можно было сменить, использование ботекса, чтобы колоть их в подмышки, вплоть до того, чтобы носить бутылку воды, которую, якобы, случайно на себя вылить.

На сегодняшний день важнейшим моментом при работе с СТР является поиск и отмена безопасного поведения, т.к. пока безопасное поведение не убирается, страхи не уходят.

На консультацию можно записаться в WhatsApp по телефону 8-913-731-82-46, или оставить заявку здесь: https://www.b17.ru/dmtr/

Автор: Антонов Дмитрий Львович
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц