Триллер «Палач» (2001) - яркий пример идейного наследия «наших», что в самом начале «нулевых», смогли прорваться в Голливуд. Получилось неплохо, хотя могло быть и лучше, но судя по всему, виной тому был крошечный бюджет. Но идея для сюжета была неплоха. И это как раз заслуга «русского сценариста». Чуть было не забыли назвать его имя - Владимир Немировский.
Лента вообще создана в подражание триллерам 90-х, а те в свою очередь были вдохновлены «классикой». Малобюджетный криминал на тему изощренного злодея в данном случае – это обильный пласт культуры: от «Костяного папы» с Хауэром до «Пророка смерти» с Хопперем. В этом варианте сравнение вполне уместно.
Неуместным является его локализованный перевод, так как принимая во внимание сюжет и лексику, было бы правильнее говорить о «висельнике». Или «вешателе», то есть том, кто вершит суд над проигравшими в игру. А та?…
Правильно! Некогда популярная «виселица», когда неправильно угаданная буква добавляет часть тела обреченному на смерть человечку, фигурка которого постепенно появляется на рисунке. Вполне нуарная забава, хотя и отечественного производства.
Надо учитывать, что в предложенном фильме собственно детективная линия сведена на нет, так как вам с самого начала указали на убийцу. Заодно сообщили, где он трудится и отдельные фрагменты его биографии. Как и в классическом нуаре основной вопрос сводится к тому: смогут ли копы его изловить?
Если быть более точным, то собрать необходимый комплект улик, дабы направить злодея на скамью подсудимых. В указанной истории и маньяк, и копы – не из глупого десятка. Но отгадать нужное «слово», удается не сразу.
Все погибшие, а также подозреваемые, свидетели и прочие сопричастные в разной степени имеют отношение к психиатрии. А потому в памяти возникают отсылки к психоаналитическому роману Ирвина Ялома «Лжец на кушетке».
Однако даже при этом допущении вы не лишены подозрений, что сценарист создал в истории некую внутреннюю ловушку. Когда подозрения слишком бесспорны, то это не слишком очевидно для хорошего триллера. Перефразируя знаменитое выражение: какой же русский не любит хитрой игры?