Найти в Дзене

Книга "Разин Степан" - Алексей Чапыгин

Оглавление

Вступление

Сегодня я хочу поговорить об очень интересной книге, которую прочитал на днях. Этой книге уже сто лет, а правды о персонаже, которой она посвящена, так никто и не знает. В книге содержится колоссальное количество правдивой информации, которую скрывали советские историки. Из недостатков же могу отметить лишь единственный: она написана псевдо старорусским языком, который на самом деле не старорусский, а исковерканный современный. То есть стилизация под старорусский достигается путём внесения в слова орфографических ошибок.

Советский миф о Разине

В советские времена нам активно внушали, будто Степан Разин был крестьянским вожаком, активно боровшимся за народное дело, за лучшую долю для трудового народа. И даже развязанный им вооружённый мятеж называли крестьянской войной.

Обложка книги "Разин Степан" Алексея Чапыгина
Обложка книги "Разин Степан" Алексея Чапыгина

Реальные факты о Черкесских казаках

На самом деле ни одного крестьянина в бандформированиях, обосновавшихся на нижнем Дону, не было. Крестьян туда тупо не пускали. В лучшем случае их выдворяли обратно. В худшем — убивали или захватывали в плен и продавали купцам в Кафе (это город в Крыму) в качестве рабов. Да, именно в качестве рабов. Ибо основным источником дохода для доблестных донских казаков была работорговля. Причём торговали они по большей части русскими, православными людьми, которых, вообще-то, по договору с царём - батюшкой призваны были защищать от набегов турок и крымчаков.

Вторым источником дохода был грабёж. Ничем другим, кроме как убийствами, грабежом и работорговлей, донские (черкасские) казаки не занимались. В этом отношении они ничем не отличались от запорожских (украинских) казаков и от крымских татар. У донских и запорожских казаков было только два отличия. Первое — запорожские носили красные шапки, а донские — бараньи. Второе — запорожские носили чубчик на голове, а донские — бороды. А по сути те и другие были сборищем бандитов, организованной преступной группировкой.

У этих группировок были свои территории проживания, но так как занимались они одним и тем же промыслом, это часто приводило к спорам, вооружённым столкновениям и даже к локальным военным конфликтам. Победитель захватывал у проигравшего ясырь (рабов, ткани, украшения и драгоценности), который потом мог продать, пропить или проиграть в карты.

Одна из версия внешнего вида Степана Разина
Одна из версия внешнего вида Степана Разина

Донским казакам по их правилам было официально запрещено работать (что роднит их с авторитетными уголовниками). Если какой-либо казак находил себе кусок земли, на котором принимался пахать, его просто выгоняли из казачества.

Жену иметь тоже запрещалось.
Семейным людям нельзя было становиться казаками. Вместо жён у казаков были наложницы и рабыни, а также женщины лёгкого поведения. Если какой-то казак хотел на постоянной основе сожительствовать с женщиной, проживавшей на территории бандформирования, он просто выходил с ней на возвышенность (на пригорок, а кто побогаче, такие, как Степан Разин, строили для этой цели помост) и объявлял всем остальным, что теперь эта женщина - его жена. После этого «обряда бракосочетания» другие казаки не могли строить отношения с этой женщиной под угрозой смерти от руки «мужа».

Откуда у казаков баснословные богатства

Как я уже упомянул, по договору с царём донские казаки должны были защищать южные рубежи Московии от набегов крымских и буджакских (молдавских) татар, от ногайцев, турок, а также от запорожских казаков. За это царь постоянно посылал казакам оружие, боеприпасы и даже пушки. Большая часть всего этого снаряжения казаками разворовывалась и пропивалась. В подтверждение чему сохранились доклады царских ревизоров.

Кроме того, им выплачивалось жалование. А от имени патриарха донским казакам посылались баржи с хлебом, которые непрерывным потоком сплавлялись вниз по Дону. Так что они вовсе не бедствовали, сколько бы нас не пытались уверить в этом советские историки, искавшие именно в казацкой бедности причины их постоянных бунтов и измен Родине. Казаки вели сытую и привольную жизнь.

Казацкие главари были настолько богаты, что могли соперничать с боярами и даже с князьями. На рынке в Черкесске продавались такие дорогие и качественные вещи, которых не сыскать было в Москве. Так что одевались казаки лучше, чем московские бояре да дворяне. Известно, что после каждого Круга (так называлась бандитская сходка, на которую приглашались все казацкие главари) атаман устраивал пир для всего казацкого войска. А это, ни много, ни мало, несколько десятков тысяч человек.

Более достоверная версия внешнего вида Степана Разина
Более достоверная версия внешнего вида Степана Разина

Итак, казаки жили на всём готовом, плюс получали жалование, плюс занимались казнокрадством, воровали, грабили мирное население и занимались торговлей награбленным, плюс активно промышляли работорговлей. Вот отсюда и складывались их богатства.

О пристрастии к алкоголю


Единственным занятием, которому казаки предавались в свободное от войн и грабежей время, был алкоголизм. По существовавшему тогда в Московии закону,
никто (ни отец, ни мать, ни жена, никакой другой родственник) не имели права забрать человека из кабака, до тех пор, пока он не пропьёт всё, кроме нательного крестика. Нательный крестик пропивать запрещалось, всё остальное можно было пропить.

Если жена в Московии приходила в кабак за мужем, притащившим туда пропивать её любимое платье, это считалось преступлением. Такой жене следовало всыпать плетей. Пожалуй, упомянутый закон, разрешавший пить сколько угодно, был единственным московским законом, которого неукоснительно придерживались на Нижнем Дону.

На таких лодках казаки плавали по морям
На таких лодках казаки плавали по морям

Казацкие нравы

Насколько подлым и развращённым было казацкое сословие, можно судить уже хотя бы потому, что у них нормальным считалось воровать друг у друга, крысятничать. В книге есть эпизод попойки в доме атамана. Перед началом попойки атаман говорит: Ешьте и пейте вволю, еды и питья у меня много; но только кубки и тарелки не воруйте — жонка у меня дюже скупая, в следующий раз вас в дом не пустит.

Если уж даже атаману приходилось предупреждать казацких старшин, чтобы не воровали у него из дома кухонную утварь — о каких нравах можно говорить?

От историков часто можно встретить сетования по поводу того, что крымчаки и турки совершали регулярные набеги на Русь в поисках ясыря. Но ни один отечественный историк ни говорит о том, что казаки ещё более часто совершали набеги на Турцию, сжигали и грабили богатые турецкие города, издавна процветавшие на южном побережье Чёрного моря, такие, как Синоп и Трапезунд. Турки вынуждены были даже перегородить цепями Дон, чтобы обезопасить себя от набегов казацкой флотилии.

Хотя формально донские казаки подчинялись московскому государю, но реально они нападали на турок не только во время войны, а в любое время, когда им вздумается, для получения ясыря. Это приводило к постоянным напряжённым отношениям между Турцией (Османской империей) и Московией (Россией). Русским дипломатам неоднократно приходилось приносить извинения за действия казаков. Но одновременно с этим царь поощрял действия донских бандформирований. Потому что понимал: если они не будут грабить турок, то начнут грабить русских. Как это, собственно и случалось многократно в перерывах между русско-турецкими войнами, когда казакам было нечем заняться.

Кем же был Степан Разин


О том, что Разин был бандитом и беспредельщиком, есть множество свидетельств, но ярче всего он проявил себя в
истории с персидской княжной. Наверное, не все знают, насколько гнусная была эта история. Ведь с лёгкой руки советских историков она рисовалась чуть ли не героическим актом. Даже трогательную песню сложили по этому поводу (которую Анна Герман пела). На самом деле Разин не просто похитил княжну и бросил в реку. Он её на протяжении нескольких месяцев держал в качестве наложницы, насиловал, запрещал носить чадру и в таким виде выставлял перед соплеменниками, прилюдно домогаясь (опозорив весь её знатный род).

Плакат для театральной постановке о Разине
Плакат для театральной постановке о Разине

Даже его собственные подельники - отморозки испытывали жалость к княжне и уговаривали её отпустить. Вместо этого Разин по пьяной лавочке утопил девушку (мать своего ребёнка). Есть версия, что он принёс её в жертву во время сильного шторма, но я в это не верю. Разин был старообрядцем (о чём далее), но вот языческих обрядов он точно не придерживался.

Собственно, Разин убил не только персидскую княжну. Он вообще на протяжении всего своего похода воевал с женщинами, причём делал это целенаправленно. Зверски убил множество женщин из знатных родов. Например, сохранился его письменный приказ о том, что после взятия Самары надлежит набить причинное место боярыне Хабаровой (супруге известного первопроходца) порохом, приладить фитиль и взорвать её, как бомбу, на потеху публике.

На всех изображениях княжна показана на публике без чадры
На всех изображениях княжна показана на публике без чадры

Кто-то может усомниться в правдивости тех сведений, которые содержатся в этой книге. Однако такие сомнения я решительно отвергаю. Потому что книга была выпущена в советские времена. Впервые она появилась на свет в 1927 году, а я читал переиздание, выпущенное в издательстве «Современник» в 1978 году. Тогда если и лгали о чём-то, то в обратную сторону.

Тогда предателей, изменников и преступников называли крестьянскими вожаками, борцами за свободу народа. Не могло быть такого, чтобы борцов за свободу народа называли бандитами. Скорей уж можно предположить, что образ казаков в реальности был гораздо менее привлекательным, чем описан в этой книге. И если в книге автор награждает их эпитетом «Сатанинское сборище», то можно с высокой степенью вероятности предположить, что в реальности дело обстояло гораздо хуже.

В реальности Степан Разин был врагом России и врагом народа российского. Это я могу утверждать, исходя из некоторых фактов, также содержащихся в книге. В частности, оказывается, что Разин совершил вояж в Персию не с военными целями, а потому, что
рассчитывал предложить персидскому шаху услуги своего войска и затем вместе с персами отправиться в поход на Россию. Правда, с этой затеей он обломался, персидский шах с русским царём находился в дружеских отношениях и воевать с Россией был не намерен. Вместо этого он послал войска навстречу Разину и разгромил его сборище.

Кстати, перед походом в Персию Разин ещё всерьёз рассматривал другую альтернативу - а не предложить ли свои услуги оттоманскому (турецкому) султану, злейшему врагу России? Такое намерение навести басурманские орды на свою отчизну было весьма похвальным с точки зрения советских историков (восхвалявших даже польского наймита Ивашку Болотникова). Но оно ненормально с точки зрения адекватного человека. Ведь царь вряд ли пострадает (он может и убежать), а вот простые люди пострадают обязательно.

Получается, для Стеньки Разина басурмане были ближе, чем русский народ. Народом можно и пожертвовать. Это и понятно.
Любые изменники и предатели радеют вовсе не о освобождении народа. Они в первую очередь заинтересованы в расшатывании стабильности государства. Ибо именно за это им платят зарубежные хозяева.

Ещё одно недостоверное изображение. Тут Разин почему-то в кафтане стрельца
Ещё одно недостоверное изображение. Тут Разин почему-то в кафтане стрельца

Зарубежный след в деле Разина

За рубежом, кстати, пристально следили за гражданской войной, развязанной Разиным. Два главных документа о бунте Разина, на которые опираются современные историки, были написаны голландцами. И единственный достоверный его прижизненный портрет (тот самый, в мусульманском обличье) тоже написан иностранцем.

Вообще, всякие мысли по поводу того, будто Разин заботился о благе народа отпадают, как только мы ознакомимся с подробностями его похода. Если Разин собирался свергать царя, то ему надо было идти на Москву. Так? Вместо этого он бродил по южным границам России,
опустошал страну, грабил народ, убивал священнослужителей, уничтожал церкви, жёг посевы, сравнивал с землёй города. В результате этой затяжной войны перестало работать всякое производство не только на юге России, но даже в Москве. Царский кружечный двор, и тот не работал, потому что работники разбежались. Кстати, это принесло Разину серьёзное неудобство, поскольку его войско, состоящее сплошь из алкоголиков, без выпивки пребывало в дурном настроении и начало роптать.

Половину своего похода он вообще провёл в Персии.
Вот где Персия, а где стонущий от царского угнетения российский народ?

А её Разин был очевидно связан с турками. Это подтверждает и тот факт, что он требовал в разговоре называть себя сарынь. А сарынь, между прочим, слово басурманское, в России его не употребляют. Означает оно коршун. Почему же не называть коршуном? Почему сарынем?

Ещё в одном месте,
повествуя о соляном бунте, случившемся в Москве, автор красочно описывает технологии цветных революций. Автор, конечно, не знал в 1927 году, что описываемые им события являются типичной цветной революцией. Но именно попыткой цветной революции этот соляной бунт и являлся, судя по описанию.

Смотрите, что творится. Приезжают в Москву некие подозрительные личности в тюбетейках, которых народ однозначно называет «погаными» (иноверцами). И начинают «поганые» соль продавать буквально за гроши, чуть ли не даром. И приговаривают: у нас соль дешёвая, потому что бояр нету. Вот вы убейте своих бояр, и у вас соль тоже будет дешёвая.

Народ вспыхивает праведным гневом, а тут выясняется, что в погребах бояр Морозовых много водки и медовухи. Толпа бежит наказывать бояр Морозовых (и бухать на халяву). А на перекрёстках стоят одинаково одетые (в одежду немецкого покроя) люди, которые указывают, куда именно народу надо бежать. Чтобы, значит, никто не заблудился и вся пьяная толпа в полном составе прибыла в имение Морозовых.

И опять изображение недостоверно. Черкесские казаки не носили красных шапок. Такие шапки носили только запорожские казаки. Это был их отличительный знак.
И опять изображение недостоверно. Черкесские казаки не носили красных шапок. Такие шапки носили только запорожские казаки. Это был их отличительный знак.

Вы не находите, что всё это очень подозрительно? И что ещё более подозрительно, в то же самое время в столице появляется Степан Разин. Который принимает в бунте непосредственное участие, убивая нескольких представителей тайной полиции, пытающихся погасить волнения. Не напоминает ли это действия специально подготовленных снайперов во время современных цветных революций? Задача которых — нейтрализовать действия служб охраны правопорядка.

Тут ещё знаете какой надо учесть момент? Никакой казак не мог покинуть место дислокации его бандформирования без разрешения непосредственного начальства в лице атамана и нескольких старшин. В этом отношении у казаков всё было строго. Казак, покинувший свою часть без разрешения, изгонялся из казаков. Но почему же Степан Разин смело дезертировал с Нижнего Дона, не спросив разрешения? Почему он прямиком направился в Москву, прибыл туда как раз к началу соляного бунта, а после его окончания так же оперативно вернулся на Дон? И его там даже не наказали за самоволку? Уж не потому ли, что подчинялся он силам гораздо более влиятельным, чем самый главный казацкий атаман?

Кстати, во время поднятого Разиным бунта по городам и весям страны массово ходили его агенты, который читали народу подмётные письма. В тех письмах говорилось, что людям надлежит бросать работу и начинать бунтовать, убивать своих бояр. Интернета и телевидения в то время не было, но, как мы видим, информационная война велась вовсю, с размахом, не меньшим, чем в наши дни. А это ещё один безусловный признак того, что бунт Разина был типичной цветной революцией.

Немного о боярыне Морозовой

Эту мою теорию подтверждает тот факт, что сам боярин Морозов (тот самый, который пострадал при соляном бунте) лично отпустил Разина из тюрьмы, вопреки прямому письменному указанию царя его не отпускать. Там, кстати, всю вину возложили на боярыню Морозову, любовницу Разина (которая как раз в связи с этим событием прославилась, даже картину про неё нарисовали). Однако на самом деле из тюрьмы Разина выпустила не боярыня Морозова, а её муж, руководивший Разбойным приказом. То есть, по нашему, Министерством Внутренних Дел. Что лишний раз доказывает — был Степашка не простым казаком, а имел связи с первыми лицами государства. То есть речь тут идёт о крупномасштабном заговоре, попытке государственного переворота.

Та самая боярыня Морозова, только в момент Разинского бунта она вовсе не была старухой.
Та самая боярыня Морозова, только в момент Разинского бунта она вовсе не была старухой.

Религиозная версия бунта

Самая достоверная версия из тех, с которыми я ознакомился, состоит в том, что бунт Разина был вовсе не крестьянской, а религиозной войной. Тогда как раз патриарх Никон задумал провести церковную реформу и этим были крайне недовольны многие люди, в том числе занимающие высокие посты в государстве. Среди них и супруги Морозовы и множество других влиятельных бояр. Сам Разин тоже был старообрядцем, оттого и убивал попов, поддержавших реформу Никона и разрушал подведомственные им церкви.

Заключение

В заключение отмечу, что эта книга является самой информативной из всего, прочитанного мною по поводу тех далёких событий, длившихся несколько лет вплоть до 1671 года. Из неё я узнал много для себя нового и интересного. Она представляется мне в высшей степени достоверной. А потому я без сомнений выставляю ей пятёрку и рекомендую изучить.