Найти тему
klapan1-2

Страсти по КВЖД, или Броня крепка, и танки наши быстры

Вот они. Подписывают хабаровский протокол о КВЖД.
Вот они. Подписывают хабаровский протокол о КВЖД.

Чем заканчиваются все войны? Правильно, переговорами. Конфликт на КВЖД не принято называть войной. Китай Союзу ССР войну не объявлял. Просто захватил дорогу, находившуюся в совместном управлении, просто - согнал в концлагеря 3 тысячи советских граждан...
Союз ССР тоже войну не объявлял.
ОДВА просто исполнила свой долг по защите советских граждан, оставила китайских милитаристов полными... впечатлений, и территорию Манчжурии покинула.
Тем не менее, переговоры были.

И первые шаги к ним сделали китайцы. Чжан Сюэлян здраво оценил ситуацию, и еще до вхождения ОДВА в Хайлар начал прощупывать почву - пытаясь решить проблему теперь уже дипломатическими методами.
Раз военными не вышло.
Но - не лично, не теряя лица....


***
19 ноября поверенный по иностранным делам Цай Юньшэн направил телеграмму представителю Наркоминдела в Хабаровске Симановскому о том, что два бывших сотрудника советского консульства в Харбине отправляются с посланием в сторону железнодорожной станции Пограничная - Гродеково и просят, чтобы их встретили.

21 ноября двое русских — Кокорин, прикомандированный к немецкому консульству в Харбине с тем, чтобы помогать советским гражданам после разрыва дипломатических отношений с Китаем, и Нечаев, бывший переводчик КВЖД, — перешли на советскую сторону в районе станции Пограничная вместе с китайским полковником. И принесли письмо от китайских властей.

В письме Цай Юньшэна сообщалось, что он уполномочен для переговоров и мукденским (Чжан Сюэляном), и нанкинским (Чан Кайши) правительствами для ведения мирных переговоров. Что, кстати, косвенно свидетельствует о том, что сам, без благословения Чан Кайши, Чжан Сюэлян на авантюру с захватом КВЖД вряд ли решился бы...

***
22 ноября агент Наркоминдела Союза ССР в Хабаровске товарищ Симановский передал им ответную телеграмму. От имени народного комиссара иностранных дел товарища Литвинова выражалось согласин на урегулирование конфликта.
Правда, Советское правительство готово было вести переговоры только в том случае, если Китай признает права советского правительства на КВЖД. На основе Пекинского и Мукденского соглашений от 1924 года.

Кроме того, должен был быть восстановлен в должности советский Управляющий дорогой, восстановлены в должностях все совслужащие, а принятые на работу после захвата КВЖД бывшие белогвардейцы, наоборот, уволены. И все заложники - в основном семьи железнодорожников - выпущены из концлагерей.

Чжан Сюэлян был согласен. Его ответ пришел в Хабаровский отдел Наркомата иностранных дел 27 ноября. 1 декабря в Хабаровске начались переговоры. А 2 декабря со стороны города Шивей был произведен артобстрел советской территории.
В качестве усиления переговорной позиции.

***
Советская артиллерия ответила. Так, что китайские войска бросили и батарею, и город Шивей, и отошли вглубь территории Манчжурии.
3 декабря Цай Юньшэн и Симановский подписали предварительное соглашение. 5 декабря Чжан Сюэлян телеграммой подтвердил свое согласие с условиями соглашения. 13 декабря Цай Юньшэн приехал в Хабаровск. 22 декабря 1929 года Цай Юньшэн и Симановский подписали Хабаровский протокол. Дорога вновь признавалась совместным советско-китайским предприятием.

Было официально объявлено, что полномочия Люй Чжунхуа, назначенного китайцами - в нарушение договора 1924 года - Президентом КВЖД, прекращаются с 7 декабря. А товарищ Симановский объявил, что советская сторона назначает Управдороги товарища Юлия Рудого.
Он вступил в должность 30 декабря.
Китайцы выпустили из концлагерей 3 тысячи советских граждан. Одновременно выводились части ОДВА. Последний отряд ушел из Манчжурии 25 декабря.

К 15 января движение по КВЖД возобновилось.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подробнее, и вообще - много интересного: https://t.me/ugol_naklona