Найти в Дзене

Новое в законодательстве о налоговой ответственности (2023-389-ФЗ)

Оглавление

Федеральный закон от 31 июля 2023 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - 2023-389-ФЗ) внес масштабные изменения в Налоговый Кодекс. Ряд из них коснулся сферы налоговой ответственности.

А. Ст.119 – расширение объективной стороны

С 01.01.2024 ст.119 НК будет применяться не только за непредставленные декларации, но и за непредставленные расчеты сумм, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период. То есть, теперь непредставление расчета сумм квалифицируется не по ст.126 НК (200₽ за непредставленный документ), а по ст.119 (5% от неуплаченной по данному расчету суммы за каждый месяц просрочки). Сама санкция не изменена. Однако остается открытый вопрос - почему не поменяли название статьи, это было бы логично…

Б. Ст.125 – расширение объективной стороны

Изменения, внесенные в ст.125 НК, вступают в силу с 31 августа 2023 года и закрывают еще один пробел российского налогового законодательства. Как известно, НК содержит главу 11, определяющую обеспечительные меры исполнения налоговой обязанности. Но кроме этого, есть еще и п.10 ст.101 НК, предусматривающий обеспечительные меры, направленные на реализацию решения по итогам налоговой проверки. Именно там появляется запрет на отчуждение и передачу в залог имущества – обеспечительная мера, отсутствующая в гл.11 НК.

До 31.08.2023 исполнение такой обеспечительной меры нормами налогового права не защищалось. Теперь же ст.125 НК может быть применена и в случае несоблюдения порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, в отношении которого принята обеспечительная мера в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества лица без согласия налогового органа.

В. Статья 126.3 – новые спецсубъекты налоговой ответственности

2023-389-ФЗ расширяет механизм упрощенного порядка вычетов по НДФЛ и сообразно расширяет сферу налоговой ответственности, защищающей установленный порядок.

Напомню, что упрощенный порядок вычетов по НДФЛ появился в НК в 2021 году (Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" включил в текст Налогового Кодека ст.221.1 НК). Если кратко, то суть ст.221.1 НК в следующем.

- Упрощенный порядок распространяется только на инвестиционный вычет и вычет на приобретение жилья;

- вычет осуществляется на основе заявления налогоплательщика и сведений, имеющихся в распоряжении ФНС;

- ФНС аккумулирует сведения о доходах и расходах ФЛ, полученные от банков и организаций – налоговых агентов.

На случай недостоверных сведений об инвестиционных счетах в НК была введена ст.126.2 НК об ответственности в этом случае.

С 01.01.2024 механизм упрощенного вычета распространяется на социальные вычеты: на образование, на лечение, на негосударственное пенсионное страхование и на физкультурно-оздоровительные услуги. Соответственно, организации, оказывающие такие услуги, предоставляют сведения в ФНС и вот именно им посвящена статья 126.3 НК. Санкция составит 20 процентов от суммы налога, неправомерно полученного налогоплательщиком в связи с предоставлением социального налогового вычета в упрощенном порядке на основании представленных организациями и индивидуальными предпринимателями недостоверных сведений. Корявая формулировка, ибо налогоплательщик получает не налог, а возвращает сумму из бюджета, да…

Г. Ст.129 НК – расширение объективной стороны

С 31.08.2023 эксперты и переводчики обязаны под страхом наказания участвовать не только в налоговых проверках, но и налогового мониторинга.

Д. Ст.129.12, ст.133 – уточнение формулировок

Суть норм не меняется – если в отношении пошлины выдан исполнительный документ, то отношения попадают в поле правового регулирования ФЗ «Об исполнительном производстве», если нет – то это предмет регулирования налогового законодательства.

Сама ст.129.12 интересна – она по сути является аналогом ответственности банков (ст.133 НК), но в отношении иных платежных посредников (МФЦ, почта)

(с) Игорь Рассыльников, 2023