Вернемся к разговору о перенаселении городов. Меня удивило, что многие поставили под сомнение мой тезис о том, что за проживание в мегаполисах скоро придется жестко конкурировать.
Разве у нас уже нет конкуренции? Множество людей отсечены от возможности проживать в таких городах, как Москва, Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань или Краснодар - в смысле, они не могут себе позволить пользоваться всей его инфраструктурой, даже если накопят на квартиру в новостройках. Люди покупают жилье в новых спальных районах в чистом поле, часто там нет школ, садиков, поликлиник или же они переполнены. И порой они живут в тесноте в этих квартирках. В Москве есть окраины, которые фактически отрезаны от столичной транспортной системы, хотя таких все меньше. В Петербурге - больше. Те же вошедшие в фольклор Шушары не имеют метро, станцию "Шушары" построили возле иностранных автозаводов. И город до сих пор, кстати, не объяснился за неловкость, когда заводы стали. Деньги потратили, чтобы работники Тойоты могли с комфортом доезжать до цехов.
Есть еще новостройки в районе Антропшино - там люди по полчаса минимум в дневное время едут до станции электрички. В муринских кварталах метро рядом, но проблема со всем остальным.
Одна из проблем - школа. Образование в новостроечных гетто ультраэконом-класса, смею утверждать, гораздо хуже образования в центре маленького городка. Классы переполнены, много мигрантов.
Провинциалы, которые все же могут накопить на ипотеку в таком районе, едут, к примеру, в Петербург за петербургской жизнью: образованием, средой, архитектурным ландшафтом. Но в реальности у них нет доступа к хорошему или хотя бы среднему по качеству образованию, живут они часто в кварталах модной сейчас концепции "город в городе"
В том же Мурине она де-факто реализована: люди живут, учат детей, делают покупки, ходят развлекаться и даже порой работают не то что в одном квартале - в одном доме: там внизу и супермаркет, и фитнес-клуб, и пекарня, и детский сад, куда ходит сын, и кадровое агентство, где работает мама, и офис продаж, где трудится папа - все это может быть в одном дворе и даже доме! А кинотеатр или небольшой ТРЦ - в соседнем. И получается, что люди выходят из своего квартала несколько раз в год!
Именно этим опасны такие наши "субарбии". Именно по этой главной причине, а вовсе не из-за перенаселенности стали перестраивать такие кварталы во Франции, например: за несколько лет автономной жизни в городе-квартале, который транспортом плохо соединен с мегаполисом, люди натурально дичали и деградировали.
И словом "гетто" такие окраины назвали опять же не из-за тесноты, а по причине изоляции. В центре Парижа, Лондона или Петербурга живут теснее, там много коммунальных квартир и домов, в Европе вообще норма, когда человек до старости снимает в городе комнату! Гетто на то и гетто, что оттуда нельзя выйти. Как и во Вторую мировую, обитатели гетто гибли не от тесноты, а из-за забора по периметру.
Сравнение не вполне этичное, но его обязательно нужно привести, чтобы все понимали природу нынешних новостроечных муравейников. Это гетто, где люди страдают, потому что оттуда сложно выехать и туда тяжело приехать
И все равно за это жилье нужно очень много платить. И в конкуренцию за место в гетто сегодня вступают в мегаполисах не только приезжие, но и местные жители: дети вырастают, уезжают от родителей. Переезд в многоэтажное гетто - одна из причин маргинализации столичных семей.
Конкуренция за жилье в хорошем районе со школами, парками, нормальными магазинами, поблизости от достопримечательностей, у нас пока определяется преимущественно деньгами, но мы уже видим, что деньги больше не способны обеспечить переезд в хороший район. Еще недавно эти районы развивались за счет, во-первых, точечной застройки, во-вторых, обмена: бедные или пьяницы меняли свое подорожавшее жилье на более дешевое. Я думаю, что сегодня в первой-второй зоне (центр) Москвы и Петербурга практически не осталось маргиналов с отдельным жильем: все поменяли, купили дешевые студии в тех же Шушарах или уехали в СНТ (в столичных садоводствах есть отдельная проблемная категория - алкоголики, которые сами или при помощи семьи выселились на дачи). Даже из коммуналок маргиналы уезжают: много коммунальных квартир выкупили под расселение богатые, много комнат покупается молодежью, что хочет жить в центре. Состав жителей коммуналок существенно изменился, в основном там остались пенсионеры, которые привязаны к месту и не готовы менять район.
Но деньги уже перестали гарантировать жизнь в хорошем районе. Следствие этого - реновация. Почему людей выселяют из их квартир в хороших районах? Потому что богатые, у кого есть деньги там поселиться, не могут теперь купить жилье, его не продают, хорошее жилье, которое согласны продать, в благополучных районах, кончается.
И здесь государство предприняло опасный шаг: оно решило перераспределить этот ресурс, жилье в хорошем районе, в пользу тех, у кого есть деньги, но кому жилье не продают
Истинная причина реновации в этом: на первом месте - те, кто хочет переехать, имеет средства, но не имеет что купить, потом уже - застройщики с прибылью и пр. Государство отдает хорошее жилье богатым (землю), бедных выгоняет конкурировать за места в гетто, которые тоже неизменно будут кончаться, потому что бесконечно гетто строить нельзя, ведь они перекроют доступ в сами города. Строить можно будет скоро только на большом удалении от города и это будут новые гетто без прямой связи с мегаполисом, дабы жители таких районов не создавали заторы на въезде в город.
Кстати, о прибыли и о том, что в России рынок новостроек раздут и нас может ожидать сценарий Китая (где ради показателей роста экономики навводили жилья, которое никто не может купить), поговорим в следующий раз. Тут еще неизвестно, продастся ли жилье в реновационных домах. Откуда столько состоятельных и образованных граждан, которые заселятся в обновленные районы и вольются в сложившееся сообщество? Мы после реновации можем получить совсем другое: квартиры в хороших районах раскупят люди, не соответствующие им по уровню культуры, прежние жители начнут из них убегать и мы получим новые гетто с полупустыми новостройками. Но об этом позже.
Сейчас ограничимся утверждением, что деньги уже перестали быть преимуществом в конкуренции за жилье в хороших районах мегаполисов. И дальше конкуренция усилится. Города не смогут развиваться и застраиваться без конца. Пока в том же Петербурге раскачаются с реновацией, в Москве пойдут ее плоды: геттоизация, проблемы с инженерными сетями, пробки. И к тому времени, когда в Петербурге начнут вводить отстроенные по реновации и КРТ дома, спрос на квартиры в них наверняка упадет. Потому что люди увидят негативный пример Москвы.
А, главное, они поймут, что хороший зеленый район с пятиэтажками и престижными школами после появления на их месте двадцатиэтажек превращается в плохой район. Это значит, что дальше уже будут вводиться новые препятствия для переезда в мегаполисы
И мы, между прочим, уже видели такую конкуренцию за жизнь в городах: это советская прописка, лимиты на приезжих и даже - запрет на паспорта для крестьянства. Тогда деревни и села массово хлынули в города, которые не могли их принять. Учтите, что большевики получили города с печным отоплением и ограниченным жилым фондом. Люди поехали из разоренных деревень, набивались по несколько семей в комнаты, устанавливали печи. Нельзя было протопить, обеспечить водой, не было возможности организовать слив сточных вод, подвоз продуктов. Не говоря о школах и яслях. Запреты на свободное поселение в городе привели как раз к конкуренции. Поселиться могли специалисты, незначительная часть рабочих. Скачок населения в городах случился, когда крестьянам раздали паспорта и позже в столицах отменили лимиты при переселении к себе деревенских родителей, бабушек. До того и с этим были проблемы, случалось, что мать оформляли нянькой или домашней работницей. Для женщины вплоть до середины 60-х приехать в Москву и Ленинград можно было только: 1. по направлению на высококвалифицированную работу, 2. в качестве домработницы или няньки, 3. редко - как работнице на завод (набирали из городских, лимиты были для иногородних), 4. замуж. Те самые советские лимиты во многом и повлияли на социальный портрет столиц: значительная часть населения этих городов вынуждена была пройти отбор по образованию, чтобы получить право жить в городе.
Что будет сейчас, неизвестно. Мой текст-утопия (ниже) о том, что в городах будут вводить систему социального рейтинга и станут выселять низкорейтинговых жителей, многими воспринялся как антиутопия. Очень странно.
Антиутопия как раз обратное - когда государство берет и своей личной рукой выселяет менее состоятельных граждан из хороших домов в плохие и позволяет заехать туда более состоятельным
А социальный рейтинг это честная конкуренция: пьешь, дерешься, шумишь и в дождь обдаешь прохожих водой из-под колес - выселяйся из хорошего города. Это же мечта! Город солнца, где все друг друга уважают.
Что до лимитов, то они будут, даже не сомневайтесь. Уверена, что совсем скоро из городов начнут потихоньку выселять прекариат, людей неквалифицированного и окказионального труда, не имеющих при этом своего жилья. Может, не через десять, но через 15 лет, я уверена, нельзя будет просто приехать в Новую Москву, снять студию в гетто и подвизаться на случайных работах: развозчиком окон, продавцом телефонных чехлов...
Прошу этот мой прогноз запомнить: как публицист тщеславный, я хочу, чтобы вы помнили - я одна из первых догадалась, что нас ждет жесточайшая конкуренция за жизнь в городе. Чтобы пользоваться городской инфраструктурой, ходить в городские хорошие школы и любоваться на памятники архитектуры, придется всерьез конкурировать.