Вчера населению страны сообщили, что президент Путин поддержал передачу судостроительной корпорации ОСК в управление ВТБ, банку, который с 2002 года возглавляет Андрей Костин.
Меня не особо удивило подобное решение. За последнее время стало привычным, что в современной России врач может стать министром сельского хозяйства, позже уехав жить во Францию, а экономист – министром здравоохранения. Да ещё каким, если в народе тому министру даже прозвище дали, связанное с медициной - «мадам арбидол».
Что касается банкиров, то глава Сбера даже в школьное образование, в просвещение школьников активно лезет.
Что касается новой, ведущей роли г-на Костина в отечественном судостроении, то, надо заметить, что «Объединенная судостроительная корпорация» — крупнейшая судостроительная компания России, созданная по указу президента в марте 2007 года.
Сейчас в состав ОСК входит более 50 проектно-конструкторских бюро, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, специализированных научно-исследовательских центров и предприятий в 15 регионах. Численность работников предприятий ОСК превышает 105 тыс.
По словам Владимира Путина, сейчас ОСК — «это работающая структура, набирающая темп», но «проблем и вопросов много».
Необходимо напомнить, что в августе 2022 года президент раскритиковал предыдущего руководителя ОСК Алексея Рахманова за убыточные контракты, указав, что нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам страны.
Телевидение нам даже показало тот сюжет: «Алексей Львович, чего контрактов-то убыточных назаключали?» — спросил Путин, обращаясь к главе ОСК в ходе совещания по судостроению.
И вот теперь эту структуру, по сути, возглавит г-н Костин. Который, насколько известно из его биографии, никогда не был связан с промышленным производством. Всё больше международной экономической деятельностью занимался, а позже, после уничтожения прежнего государственного строя и развала Советского Союза, переключился на банковскую деятельность.
При Костине, надо полагать, убыточных контрактов не будет.
А вот возродится ли передовое судостроение, которое существовало в СССР в лучшие его годы расцвета науки и промышленности, сказать трудно.
Ведь для создания такого судостроения, как и для создания любой другой отрасли промышленности нужны не только научные центры, не только передовые предприятия, оснащённые необходимыми станками и оборудованием – при угробленном-то станкостроении, - но главное – нужны кадры.
Ярким примером того, как те кадры готовили и долгие годы выращивали при советской власти, может служить биография прославленного министра советского судостроения Бориса Бутомы, который в 1936-м окончил профильный Ленинградский кораблестроительный институт, за 12 лет прошёл путь по карьерной лестнице: заместитель начальника цеха, начальник цеха, главный инженер, директор на Дальзаводе.
А уж потом почти 30 лет работал в Министерстве судостроительной промышленности СССР. Сначала начальником Главного управления министерства, затем заместителем министра, председателем (считай, что министром) Госкомитета Совета Министров СССР по судостроению (Госкомитет по судостроению СССР), и до самой смерти министром судостроительной промышленности СССР.
Человек, получивший Сталинскую (за коренные усовершенствования постройки кораблей) и Ленинскую (за создание стратегической АПЛ 667Б) премии.
А ещё Борис Евстафьевич был награждён Звездой Героя Социалистического Труда (за создание головной атомной подводной лодки проекта 627, К-3 «Ленинский комсомол»), пятью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Можно ли таких свершений, таких успехов на поприще судостроения ожидать от банкира Андрея Костина и его команды?
На фоне биографии легендарного министра стоит взглянуть на трудовую биографию нового главы отечественного судостроения.
Как его представляет Википедия, Андрей Костин «близкий соратник президента России Владимира Путина».
18 октября 1996 года указом президента Бориса Ельцина Костин был назначен председателем Внешэкономбанка (ВЭБ), который после распада СССР стал агентом государства по обслуживанию советских долгов и активов. Пришедший после отставки Сергея Кириенко ему на смену председатель правительства Евгений Примаков по рекомендации главы Центробанка Виктора Геращенко в 1998 году трижды пытался уволить Костина с поста председателя ВЭБа, однако безуспешно.
В начале финансового кризиса 1998 года Костин находился в отпуске в Канаде. Вернувшись в первые дни событий в Россию, Костин, после консультаций в правительственных и деловых кругах, принял участие в нашумевшем совещании у премьер-министра Кириенко, где приняли экстренные «антикризисные меры» и объявили дефолт.
В июне 2002 года Костин покинул ВЭБ и был назначен на должность президента и председателя правления Внешторбанка (в будущем ВТБ)
Глядя на прошедшие годы и дела тех лет, очень и очень сомневаюсь в успехах нового руководства судостроительной отрасли.
Но, может, я неправ, чего-то не знаю, тогда читатели меня поправят.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются