Найти тему
Школа №1158

Фонематический слух – основа успешного обучения в школе

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека, без которой нельзя научиться слышать, различать, анализировать и дифференцировать на слух те звуки, из которых состоит речь. Это умение называется фонематическим слухом.

Фонематический слух следует развивать, поскольку с ним связаны овладение речью и грамотность письма. Пик развития фонематического слуха приходится на дошкольный период ‒ 4-5 лет. В это время у детей наблюдается особая чувствительность к звукам речи, вот почему данный возраст очень важен для решения поставленной задачи.

Недостаточность фонематического слуха особенно ярко проявляется в школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы. В норме к пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа.

Чтобы поддержать интерес к звукам и словам, необходимо вовлечь ребёнка в интересную, содержательную игровую деятельность, которая будет решать следующие задачи:

· знакомить ребёнка с миром слов (слова звучат по-разному и похоже, бывают длинные и короткие);

· учить слышать отдельные звуки в словах, определять первый звук;

· учить различать звуки на слух, твёрдые и мягкие согласные;

· формировать умение правильно произносить звуки и слова;

· формировать умение говорить согласно нормам литературного произношения;

· формировать выразительность речи, т.е. уметь пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;

· вырабатывать четкую дикцию ‒ отчётливое произношение каждого звука изолированно, в словах, во фразовой речи.

Игры, которые будут полезны для решения поставленных задач, можно разделить на несколько групп.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

1. «Отгадай, что звучит»

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть явными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

2. «Угадай, что делать»

Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо ‒ держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

3. «Где позвонили?»

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, он отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.

4. «Угадай, кто сказал»

Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, Настасье Петровне и другим героям. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказываний персонажей.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. «Повторялки»

Вслед за взрослым ребёнок повторяет сочетания гласных звуков, чётко их артикулируя:

«АУИО», «ИАУО», «УИОА».

Вслед за взрослым ребёнок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками:

«ТУ—КА—ПО», «ВЫ—КА—ТУ», «ХО—НУ—МЫ», «ТУ—БА—ДО».

Вслед за взрослым ребёнок повторяет цепочки слогов с оппозиционными по звонкости ‒ глухости, легко произносимыми согласными звуками:

«ПА—БО—ПЫ», «ГО—КУ—ГА», «ТО—ДУ—ТЫ».

2. «Путаница»

Ребёнок внимательно слушает рифмовки и заменяет перепутанные слова.

От конфет остались... БАНТИКИ.

Завяжу на платье... ФАНТИКИ.

Съел я овощной... ХАЛАТ.

А потом надел... САЛАТ.

Вслед за взрослым ребёнок произносит название всех картинок к упражнению. Затем показывает парами те картинки, названия которых звучат похоже:

«ПОЛЕНО—КОЛЕНО»,

«УТКА — ДУДКА»,

«БАТОН — ЛИМОН»,

«БУКЕТ—ПАКЕТ».

3. «Запомни и повтори»

Вслед за взрослым ребёнок произносит по 3-4 похожих по звучанию слова. Значение незнакомых слов уточняется до их воспроизведения. При повторении слов, близких по звуковому составу, взрослый обращает внимание на громкость и чёткость речи ребёнка. Такой подход способствует созданию не только фонематической, но и артикуляторной готовности к вызыванию звуков.

Пример: «Ком — дом — том»,

«Пакет — макет — букет»,

«Буквы — клюква — тыква».

4. «Договори словечко»

Ребёнок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен самостоятельно подобрать картинку и назвать последнее слово так, чтобы оно рифмовалось с выделенным словом.

• На полянке обезьяны

Начинают есть... (бананы).

• Я для птичек на балкон

Вынес булку и... (батон).

• И про солнце, и про май

Распевает... (попугай).

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

1. «Поймай звук» (определение наличия звука в слове)

• Предложите ребёнку хлопать в ладоши тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

• Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (пример: шуба, кошка, мышь ‒ звук «Ш»), после этого спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.

2. «Определи 1 звук в слове», «Какой последний звук?»

• Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».

• Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр (воробей, грач...).

• Предложите ребёнку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: что заканчивается на «Л»; что начитается на «С»; в середине слова звук «Т» и т.д.

3. Начало, середина, конец (развитие фонематического слуха: научить ребёнка распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).

Пример: «Отгадай, какой гном принёс картинку?», «Какому гному подарок?», (дифференциация согласных звуков по твёрдости-мягкости).

При систематической работе с детьми по развитию фонематического слуха на основе игровой деятельности повышается качество речевого развития. И это обеспечивает качественную подготовку ребёнка к школе.

#Школа1158 #ДОНМ #Эксперты1158 #СоветыЛогопеда #ДошкольноеРазвитие #ДошкольноеОбразование