Если «умные» счётчики для электроэнергии – это уже норма отрасли (энергоснабжающие организации сами обязаны внедрять их за свой счёт), то газовые счётчики, передающие показания, – это пока большая редкость и экзотика.
Давайте разберёмся, нужен ли «умный» газовый счётчик. Стоит ли переплачивать за такой функционал, или игра не стоит свеч.
Какая польза от использования счётчиков, автоматически передающих показания?
Основные преимущества «умных» приборов учёта можно обозначить так:
· Данные о потреблении газа передаются в энергоснабжающую организацию автоматически. Вам не нужно для этого ничего делать. Всё работает буквально на автопилоте.
· Все данные передаются в электронном виде, соответственно, их можно отследить в личном кабинете.
· Существенно сокращается вероятность ошибки или описки, неправильного расчёта и т.п.
· Некоторые «умные» счётчики оснащаются функцией контроля потребления газа. Вы можете устанавливать лимиты на определённые промежутки времени. Соответственно, газ можно расходовать максимально экономно.
· Данные о расходе обязательно хранятся во внутренней памяти счётчика. При желании можно обратиться к ним в любое время. Они же помогут решить любые спорные ситуации.
· Оплачивать потребление газа можно удалённо – без обязательного посещения офиса газовой компании. Экономится время и нервы (не нужно сидеть в очередях и перемещаться по городу в часы пик).
· Отдельные «умные» счётчики газа оснащаются дополнительными системами контроля и безопасности. В случае проблем вы можете получить соответствующее уведомление и оперативно предпринять соответствующие меры. Параллельно информация о давлении газа, а также некоторые другие сервисные данные (включая информацию о самодиагностике) передаются компании-поставщику.
Какие могут быть недостатки
«Умный» счётчик – это хорошо. Но любая технология имеет минусы:
· Использование счётчика становится сложнее. Чтобы просто посмотреть данные по дням или обратиться к архиву записей, нужно знать, как пользоваться органами управления. Проще сравнивать текущие значения с данными, отправленными в снабжающую компанию или в совместимом мобильном приложении.
· Модуль связи в счётчике требует питания. Обычно используются встроенные батареи (основная и резервная). Основные батареи предполагают периодическую замену. Замену нужно выполнять только в присутствии представителя газовой компании, так как элементы питания защищены пломбой.
· Стоимость «умного» счётчика заметно выше, чем у классических механических моделей. Плюс, чем больше в устройстве датчиков и дополнительных опций, тем дороже будет прибор учёта.
· Пока «умные» счётчики для газа не являются обязательными, соответственно приобретать их нужно только за свой счёт.
· Не во всех газовых компаниях имеются серверы биллинга (фактически услуги пока доступны только в Москве и Московской области). Поэтому покупка «умного» счётчика может только добавить проблем. Компания откажется ставить прибор, так как не сможет его обслуживать – у неё просто нет технической возможности принимать данные в электронном виде.
· Не у всех моделей счётчиков есть совместимое мобильное приложение. Соответственно, для управления потребуется ПК и стабильный канал доступа в Интернет, чтобы просматривать статистику через личный кабинет на сайте снабжающей организации.
· Отдельные счётчики газа могут работать без привязки к биллингу газоснабжающей компании. Тогда данные собираются и хранятся на серверах третьей стороны (обычно компании-производителя). В этом случае удобство буквально только одно – отслеживание потребления со смартфона. Все остальные операции оплаты никак не меняются (возвращаемся к стандартным очередям и поездкам).
· Если устройства оснащаются Wi-Fi-модулем, то они требуют наличия постоянного электрического питания. На улице организовать подключение электрики всегда сложно.
· Если счётчик контролируется управляющей компанией, то его могут выключить в любой момент (например, в случае небольшой технической задолженности).
Брать или не брать? Вот в чём вопрос!
Если вы живёте в Москве или в Московской области и ваша газоснабжающая компания обеспечивает работы с «умными» приборами учёта, то почему бы и нет? Зачем отказывать себе в удобстве? Данные о потреблении будут передаваться автоматически, вы сможете их отслеживать в личном кабинете и своевременно оплачивать с карты.
Но если вы живёте в регионе, где пока нет систем удалённого биллинга газа, то покупка «умного» счётчика будет бессмысленной тратой денег. Единственным выходом будет покупка счётчиков, которые могут обмениваться данными с серверами производителя (нужна локальная сеть Wi-Fi). Тогда в этом будет буквально всего один плюс – контроль показателей со смартфона. Всё остальное будет работать так, как если бы у вас был обычный механический счётчик.
Пока удалённый биллинг не будет внедрён повсеместно, «умные» газовые счётчики будут оставаться дорогой и не самой полезной игрушкой.