Романтический северный свет, темная пучина воды, угрожающие громады скал - картины этого художника завораживают ощущением мощи природы, драматически выразительной, полной особого настроения, иногда даже с налетом мистики.
Среди множества талантливых пейзажистов имя Педера Балке (не слишком благозвучное на русский слух, но что поделать) слегка затерялось, но это довольно интересный мастер норвежского романтизма и о нем стоит вспомнить. Он писал северную природу, главным образом море и скалы, и в суровых видах родной земли искал и находил такие эффекты, что картины его порой производят эффект галлюцинации.
Педер Балке родился в 1804 году на острове Хельгёйя в простой норвежской семье. Родители и окружение поощряли его интерес к искусству, уже в юном возрасте он проявил себя как декоратор, украсив несколько фермерских домов в районе Тотен, что в восточной части Норвегии. Искусству он учился у нескольких местных мастеров, но для получения полноценного художественного образования ему пришлось ехать в Стокгольм, в Норвегии академий художеств не было.
С 1828 году Педер Балке жил и учился в Стокгольме, исправно посещал занятия в Академии художеств, а еще активно путешествовал. Он побывал в Дании, много ездил по родной Норвегии, по самым северным и малолюдным местам. В это большом путешествии по Норвегии он проделал путь длиной более чем в 1000 миль, делая эскизы и наброски, которые потом станут основой множества пейзажей. Балке был одним из первых художников, совершивших путешествие по морю, дойдя до мыса Нордкап, самой северной точки Европы.
В 1835 году Балке приехал в Дрезден, где познакомился с двумя художниками, оказавшими на него довольно большое влияние - Иоганном Кристианом Далем и Каспаром Давидом Фридрихом, крупными мастерами романтического пейзажа.
В начале 1840-х он вернулся в Норвегию. Но, увы, на родине желающих покупать его картины было не так много. Педер Балке предпринял попытку изменить судьбу и в 1844 году отправился в Париж. Художнику удалось добиться аудиенции у самого французского короля Луи-Филиппа. Как это ему так повезло, спросите вы. А дело оказалось в том, что в молодости Луи Филипп совершил большое путешествие по Скандинавии - в тот период он, спасаясь от французской революции, многие годы жил в разных странах, от Швейцарии до США.
Педер Балке показал французскому монарху несколько своих набросков с видами Норвегии и Луи-Филиппу они очень понравились, он решил заказать художнику серию крупноформатных работ на эту же тему. Но тут вмешалась очередная французская революция: в 1848 году Луи-Филипп отрекся от престола и, конечно, в новой ситуации ему было не до художественных заказов. А вот 28 пейзажей Балке до сих пор хранятся в коллекции Лувра - несколько из них я привела выше.
После Парижа Балке посещает Дрезден и Лондон, где также знакомится с творчеством Тёрнера, по мнению ряда исследователей, существенно повлиявшего на его воззрения на живопись. Мне встретилось упоминание о том, что и в России этот художник побывал, но конкретики я, увы, не нашла. А с 1850 года Педер Балке окончательно осел в Норвегии.
Помимо искусства Педер Балке занимался различными социальными проектами, одним из которых стало строительство особого района Балкебю близ Осло для обеспечения рабочих приемлемым и комфортным жильем. И если его живописные работы не слишком хорошо продавались, то общественные проекты, напротив, нашли одобрение среди широкой публики.
О художнике пишут, что после 1870 года он оставил живопись, поскольку картины его почти не продавались. Можно работать в разных сферах, но настоящий художник останется таковым при любых обстоятельствах, так и произошло с Балке, он писал небольшие пейзажики для себя. Вроде вот таких крошечных работ размером 10х12 сантиметров:
Заведомая невозможность продать такие работы позволила художнику пуститься в эксперименты, использовать разные техники, упрощать композицию, доводя порой чуть ли не до каллиграфии и т.д. Сегодня ряд критиков называет Педера Балке предтечей модернизма. Как бы то ни было, до Педера Балке ни один из скандинавских мастеров не создавал столь драматически наполненных пейзажей севера. На многих из них изображен мир как будто до появления человека, когда есть только силы природы, сражающиеся друг с другом небо, земля и вода.
Как вам творчество этого норвежца?