С 1771 года Крымским ханством правит ставленник России султан Сагиб-гирей — ярый приверженец европейских обычаев. Это неумелый правитель, сделавшийся ханом благодаря русским штыкам. Своей бестактностью, а также, незрелостью политической воли Сагиб-гирей возбуждает в крымских татарах жгучую ненависть. В 1775 году хан Сагиб-гирей низложен крымскими мурзами (высший слой татарского дворянства), и на его место вторично избран ставленник Турции Девлет-гирей.
Фельдмаршал Румянцев-Задунайский — губернатор Малороссии и главнокомандующий войсками на юге России вызывает из Абхазии на Кубань брата свергнутого непопулярного хана Шагин-гирея — калгу, то есть второе лицо в ханстве и наиболее вероятного наследника. Цель: навязать Шагин-гирея в качестве хана подотчетным Крымскому ханству ногайским ордам, кочующим на Кубани, а потом уже привести его правителем в Крым.
Между тем, Крымское ханство под руководством Девлет-гирея готовится к войне с Россией. Османская империя исподтишка подталкивает. В Крыму продолжают находиться до 10000 турецких солдат. Крымские татары, подстрекаемые мурзами, волнуются от нетерпения. Однако, Девлет-гирей все не решается открыто выступить против России. Упущенное ханом время идет русским на пользу. Мурзы начинают терять доверие к Девлет-гирею, многие из них принимают сторону ожидаемого с Кубани Шагин-гирея.
Наступает осень 1776 года. В Крымском ханстве к этому времени наметился заметный раскол между приверженцами обоих ханов. Фельдмаршал Румянцев, проанализировав обстановку, принимает решение к переходу к активным действиям. Чтобы опередить вторжение в Крым турок, Румянцев-Задунайский выдвигает два корпуса: 20-тысячный корпус генерал-поручика князя Александра Александровича Прозоровского и 5-тысячный корпус генерал-майора графа Антона Богдановича Бальмена.
12 ноября русские войска занимают Перекоп и вступают в Северный Крым, начиная активные переговоры с местною аристократией и всячески обходя крымского хана Девлет-гирея. В это же время на Кубани ногайские орды признают своим ханом прорусского Шагин-гирея. Готовится его переезд в Крым.
В начале декабря 1776 года по приказу фаворита императрицы Екатерины II губернатора Новороссийского края генерал-аншефа графа Григория Александровича Потемкина генерал-поручик Суворов получает в командование расквартированную в Коломне Московскую дивизию, вместе с которой командируется в Крым.
30 декабря Суворов уже в Крыму под началом Прозоровского. В запутанной обстановке нерешительный Прозоровский рад переложить ответственность на Александра Васильевича. 28 января 1777 года из-за болезни генерал-поручик Прозоровский полностью передает командование своему заместителю генерал-поручику Суворову.
В это время события развиваются стремительно. Крымский хан собирает против русских крупные силы у Бахчисарая. Суворов одними только быстрыми маршами и угрожающим маневрированием, не вступая с татарами в открытые столкновения, рассеивает эти войска.
21 марта Александр Васильевич рапортует Прозоровскому, что вражеские силы у Бахчисарая распущены. В этот же день пророссийский хан Шагин-гирей прибывает в крымскую крепость Еникале, которую контролируют русские. Вскоре татарские мурзы признают Шагин-гирея своим ханом. Девлет-гирей же 14 апреля 1777 года вынужден покинуть пределы Крыма и отплыть в Константинополь. Так, благодаря мудрости и точным расчетам, Суворов справился с поставленной перед ним непростой задачей быстрой и бескровной смены власти в Крымском ханстве.
В Крыму наступает затишье, и оставшийся без дел генерал-поручик Суворов, измученный постоянными придирками от внезапно выздоровевшего Прозоровского, в июне 1777 года отпрашивается в отпуск к семье в Полтаву.
Здесь Александр Васильевич живет до декабря, наслаждаясь обществом дорогих ему людей — жены и дочери. В письме генерал-аншефу В. И. Храповицкому 14октября 1777 года Суворов с гордостью сообщает из Полтавы: «… дочь моя в меня, — бегает в холод по грязи, еще говорит по-своему». В суровом полководце пробуждается нежное отцовское чувство к дочери, которую он ласково именует Суворочкой.