Точность, оперативность и хладнокровие – его отличительные качества. Многозадачность и способность работать с большими объемами информации – преимущества. В нем – интеллектуальный потенциал, умение логически мыслить и высокие аналитические способности. Нет, это не Джеймс Бонд.
В течение целого десятилетия – с 2010 по 2020 год – основным средством автоматизации оперативно-диспетчерского управления оставался оперативно-информационный комплекс «СК-2007». На новом витке технологического развития он уступил место своему преемнику – «СК-11», который теперь помогает решать сложнейшие задачи по моделированию и оптимизации режимов Единой энергосистемы с учетом самых современных требований к ее надежности и устойчивости.
Сегодня наш рассказ о том, что представляет из себя главный цифровой помощник диспетчера, откуда он взялся и зачем вообще нужен. Попутно разберемся, что связывает ОИК и культовый отечественный фильм «Служебный роман», узнаем, какой след он оставил в популярном в советское время среди молодежи журнале «Юный техник» и что означают заглавные буквы «СК» в его названии.
Прибор хитер!
В те далекие времена, когда Китайгородский проезд в Москве именовался просто «Китайским», а обширный пустырь на берегу Москвы-реки, где впоследствии разместится «мозговой центр» ЕЭС России, еще только бороздили экскаваторы, в здании «Мосэнерго» на Раушской набережной, откуда осуществлялось оперативно-диспетчерское управление Единой энергосистемой, с комфортом обустраивались два новых сотрудника.
Свежеприбывшие «иностранные специалисты» были тучными и неповоротливыми. Каждый из них занимал по меньшей мере 20 м2 в просторном помещении аппаратной связи, где размещалась аппаратура для обмена оперативно-диспетчерской информацией. Исключительно привередливые в вопросах материально-технического обеспечения, они требовали усиленного питания, особого микроклимата и индивидуального подхода. Изучать особенности обхождения с этими двумя придирами советских специалистов – работников ЦДУ ЕЭС – отправляли аж за 2000 километров от Москвы – в небольшой городок Секешфехервар в Венгрии, где располагался один из крупнейших на тот момент на территории стран Варшавского договора производителей бытовой и промышленной электроники завод «Видеотон».
Сегодня продукция этого завода братской республики соцлагеря покажется вам далеким анахронизмом, но для своего времени производимые здесь ЭВМ по праву считались вершиной интеллектуальной мысли. Среди них были и ЭВМ ЕС-1010, которые и были установлены в ЦДУ и которые сегодня можно увидеть разве что в музее компьютерных технологий. Именно на базе двух ЭВМ фирмы «Видеотон» в ЦДУ и начал формироваться первый оперативно-информационный комплекс, остающийся по сей день основным вычислительным комплексом оперативно-диспетчерского управления.
_____________________________
Вы, конечно, помните агрегат, которым был укомплектован кабинет директора Статистического управления Людмилы Прокофьевны Калугиной в культовой романтической комедии «Служебный роман» Эльдара Рязанова? Это младший брат ЕС-1010 – видеотерминальное устройство «Видеотон-340», иначе говоря, дисплей от ЭВМ, которая находилась в отдельном огромном зале. Агрегат, производившийся в Венгрии, стоил астрономических денег – по слухам, чуть ли не 440 тысяч рублей — как целый автопарк. Каждое утро на съемки его привозили из Центрального статуправления, а каждый вечер забирали обратно: не могли оставить дорогую вещь без присмотра.
_____________________________
На орбите ОИК
Оперативно-информационный комплекс (ОИК) – основной программный инструмент диспетчера, при помощи которого осуществляется управление электроэнергетическим режимом ЕЭС России. Он предназначен для приема, обработки, хранения, передачи и предоставления оперативно-диспетчерскому персоналу телеметрической информации, характеризующей режим работы энергосистемы в реальном времени, а также отчетной и плановой информации в виде таблиц, графиков, схем. Кроме того, ОИК выполняет такие функции, как контроль перетоков и ограничений в сечениях, мониторинг токовой нагрузки линий электропередачи и оборудования, уровней напряжения в контрольных точках, ведение электронных журналов, подготовка отчетов и многое другое.
«Если говорить упрощенно, изначально ОИК – это русифицированный термин для обозначения известных всему миру SCADA-систем – специализированного прикладного программного обеспечения, предназначенного для сбора, обработки и визуализации информации. Долгое время ОИКи выполняли только эти функции. Разновидностей SCADA очень много. Есть системы, которые разработаны для масштабных применений, а есть, наоборот, системы уровня АСУ ТП или небольшой диспетчерской. То есть не всегда технические решения, заложенные в SCADA, позволяют строить такие всеобъемлющие системы, которые нужны, например, Системному оператору»,
– рассказывает начальник Службы развития и сопровождения ОИК Системного оператора Сергей Приходько.
SCADA (supervisory control and data acquisition – диспетчерское управление и сбор данных) – программные пакеты, предназначенные для сбора, обработки, отображения и архивирования информации об объекте мониторинга или управления в реальном времени. В российской электроэнергетике различают несколько видов SCADA-систем в зависимости от особенностей их прикладного применения для построения:
- автоматизированных систем управления технологическими процессами на объектах электроэнергетики (АСУ ТП);
- ОИК подразделений сетевых организаций;
- ОИК диспетчерских центров.
«Используемый в Системном операторе ОИК относится не просто к классу SCADA-систем, а к классу SCADA/EMS (Energy Management System). Это компьютерная технология, предусматривающая помимо сбора информации функции управления энергообъектами и планирования режимов их работы. В его состав интегрированы приложения, которые обеспечивают расчеты электроэнергетических режимов, оперативных балансов, а также предоставляют необходимые данные внешним приложениям для задач кратко- и долгосрочного прогнозирования электропотребления, поддержки работы энергорынков. Поскольку ряд систем уровня EMS находится за пределами ОИК, то для них ОИК формирует основное информационное ядро – главный источник данных, и они работают в прямом взаимодействии с ним»,
– продолжает Сергей Приходько.
Пятый элемент
В оперативно-диспетчерском управлении ОИКи начали создавать полстолетия назад – в 1970-х годах, на заре внедрения вычислительной техники. Потребность в таких комплексах была продиктована существенным усложнением задач управления режимами на фоне образования мощных объединенных энергосистем. Имеющиеся в распоряжении диспетчеров инструменты к тому времени исчерпали возможности моделирования технологических процессов, происходящих в энергосистемах, и уже не справлялись с задачами расчетов потокораспределений и устойчивости, а также токов коротких замыканий. Их решению призвано было способствовать внедрение вычислительных технологий.
«В 70-е годы прошлого века не было единой технической политики в масштабах всей системы оперативно-диспетчерского управления. И созданное в 1968 году Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) ЕЭС, и каждое из существовавших на тот момент ОДУ проводили собственную политику в части развития технологий и внедрения вычислительных средств. Это вполне объяснимо: каждое из энергообъединений имело свою специфику, соответственно и их развитие шло своим собственным путем. В результате в каждом из ОДУ сложились собственные школы программистов, которые работали в том числе и над созданием собственных ОИК»,
– отмечает Сергей Приходько.
Одним из пионеров по внедрению вычислительных мощностей и созданию ОИК на базе первых ЭВМ стало ОДУ Средней Волги.
Ветеран оперативно-диспетчерского управления Владимир Бердников, прошедший путь от старшего инженера Службы электротехнических и оперативных расчетов до первого заместителя генерального директора ОДУ Средней Волги – главного диспетчера, так вспоминал о начале эры вычислительной техники в ОДУ:
«Когда началось внедрение спаренных машин, мы разработали программу, обеспечивающую их совместную работу, – двухмашинный (или дублированный) ОИК. <…> Это был первый в Минэнерго двухмашинный оперативно-информационный комплекс на ЭВМ такого типа. Наша разработка была представлена на ВДНХ, за нее мы получили медали – серебряные и бронзовые».
Уже в 1980-х годах ОИК, располагавший информацией обо всей Объединенной энергосистеме, мог с интервалом в 30 секунд рассчитывать и выдавать новые настройки для локальных устройств противоаварийной автоматики, минимизируя объемы отключений при авариях.
С течением времени технологии совершенствовались, сформированные в каждом из ОДУ ОИКи постепенно превращались в незаменимый инструмент по управлению режимами. Упоминание об одном из первых ОИК – как раз том, который был создан на базе ЭВМ венгерского производства, – содержится в интервью заместителя начальника диспетчерской службы ЕЭС Велитария Михайлова, опубликованном в журнале «Юный техник» за 1983 год. Вот как он характеризует работу этого комплекса:
«Конечно, уследить сразу за всей информацией диспетчерам очень сложно. Поэтому в работе людям помогает современная вычислительная техника. Автоматизированная система диспетчерского управления, работающая на базе двух ЭВМ «Видеотон-1010Б», позволяет оперативно обрабатывать информацию, поступающую не только с территории всего Советского Союза, но и из-за границы…».
«Зоопарк» уехал – ОИК остался
Пестрый «зоопарк» ОИКов, функционирующих на базе различных компьютерных технологий, сохранялся в оперативно-диспетчерском управлении до начала 2000-х годов.
«Когда образовался Системный оператор, сосредоточивший функции централизованного оперативно-диспетчерского управления ЕЭС, было принято решение унифицировать разрозненные системы сбора информации и ОИКи в единый программный комплекс. Эксплуатировать в пределах одной организации несколько систем было нецелесообразно: помимо того, что их надо было состыковывать друг с другом, необходимо было обеспечивать техническую поддержку каждого из комплексов, организовывать профильное обучение персонала. Ключевая цель состояла в том, чтобы оптимизировать техническую основу системы диспетчерского управления ЕЭС»,
– говорит директор по автоматизированным системам диспетчерского управления Системного оператора Роман Богомолов.
Подобная унификация позволила бы снизить трудозатраты на инжиниринг данных в различных информационных системах, создать «сквозную систему» управления, обеспечивающую решение технологических задач как конкретному диспетчерскому центру, так и всем элементам иерархической структуры Системного оператора.
«В начале Системный оператор обратился для консультации к зарубежным вендорам. В результате была достигнута договоренность с корпорацией Siemens AG о проведении работ по эскизному проектированию ОИК и заключен договор на разработку архитектуры этого комплекса. Но вскоре выяснилось, что конфигурация предлагаемого компанией программного обеспечения характеризуется «плоской» архитектурой сети и не способна поддерживать трехуровневую структуру оперативно-диспетчерского управления. Тогда был проведен технологический анализ, какой ОИК из функционирующих в разных ОДУ максимально удовлетворяет текущим задачам и наиболее перспективен с точки зрения тиражирования. По результатам исследования было решено, что больше всего предъявляемым требованиям отвечает ОИК «СК-2003» – продукт, разработанный компанией «Монитор Электрик» и к тому времени уже успешно эксплуатируемый в ОДУ Юга и ряде АО-энерго РАО «ЕЭС России». Интересно, что именно «Монитор Электрик» выступил в качестве технологического партнера при организации работ с Siemens»,
– продолжает Роман Богомолов.
У подножья Машука
ОИК «СК-2003», ставший базовым программным комплексом для всех диспетчерских центров Системного оператора, был модификацией комплекса «СК-2000». Он в свою очередь был создан программистами ОДУ Северного Кавказа, преобразованного в ноябре 2005 года в ОДУ Юга. По одной из распространенных версий, аббревиатура «СК» в названии ОИК – отсылка к топониму «Северный Кавказ», ставшему для него родиной.
Занимавший в 2001–2005 годах должность начальника Службы программного обеспечения ОДУ Северного Кавказа (впоследствии ОДУ Юга) Максим Евлахов так вспоминает о его создании:
«Координаторами нового проекта были Ю.И. Моржин от ВНИИЭ, В.Л. Нестеренко от ОДУ СК, техническим руководителем со стороны ОДУ были назначен М.Д. Абраменко, главным конструктором — Ю.Д. Карасев. В течение трех лет, предшествовавших вводу в опытную эксплуатацию первой версии комплекса, команда разработчиков претворяла в жизнь идеи, накопленные за годы работы в электроэнергетической отрасли. Потребовалось тщательное изучение существующих оперативно-информационных комплексов, оценка их достоинств и недостатков, привлечение специалистов из других центров управления, консультации зарубежных специалистов и адаптация их опыта к условиям российской электроэнергетики. В ноябре 1998 года состоялось представление прототипа комплекса комиссии РАО «ЕЭС России». Венцом кропотливой работы над проектом стало внедрение ОИК «СК-2000» в октябре — ноябре 1999 года на площадках ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» и ОАО «Каббалкэнерго». В декабре 1999 года комплекс был сдан в опытную эксплуатацию на площадке ОДУ Северного Кавказа. В течение пяти месяцев производилось улучшение комплекса, устранение замечаний дежурного персонала ОДУ Северного Кавказа. 26 мая 2000 года комплекс ОИК «СК-2000» по решению комиссии по аттестации был введен в промышленную эксплуатацию в ОДУ Северного Кавказа. Комиссия отдельно отметила «демократичность» выбранных платформ и средств разработки, что позволяло распространять «СК-2000» на предприятиях энергетики различного уровня. В 2001—2002 гг. комплекс был внедрен в ОДУ Востока и ОДУ Центра».
По воспоминаниям Вадима Нестеренко, с 1994 по 2006 год последовательно занимавшего должности заместителя директора ОДУ Северного Кавказа, заместителя директора (генерального директора) ОДУ Юга, ОИК «СК-2000» «нашел свое применение почти в 100 центрах управления электроэнергетикой РФ».
Развивать и совершенствовать ОИК «СК-2000» продолжили специалисты созданной в 2003 году компании «Монитор Электрик». Эта работа была хороша знакома ее сотрудникам: предприятие было создано на фоне стартовавшей реформы электроэнергетики, предусматривавшей выделение непрофильных подразделений из состава предприятий РАО «ЕЭС России». Костяк ее коллектива образовала группа разработчиков промышленного программного обеспечения, трудившаяся до этого момента в составе ОДУ Северного Кавказа. Разместился «Монитор Электрик» в соседнем с ОДУ здании в поселке Энергетик на окраине Пятигорска.
Новые идеи, новый подход к управлению разработкой, новые специалисты — все это позволило придать значительное ускорение темпам развития и реализации предложений по улучшению ОИК. В декабре 2003 года на суд пользователей была представлена его следующая версия — ОИК «СК-2003». Именно эта модификация ОИК и начнет триумфальное шествие по всем филиалам Системного оператора. С 2005 года его начали внедрять во всех РДУ, филиалах Федеральной сетевой компании МЭС, в нескольких оптовых и территориальных генерирующих компаниях.
Со временем «Монитор Электрик» сделал из этой удачной разработки коммерческий продукт и сегодня список пользователей комплекса серьезно расширен. Среди них – «Газпромнефть», «Россети», «Сетевая компания» (Татарстан).
«Монитор электрик» стал бессменным партнером Системного оператора в части развития технологий оперативно-диспетчерского управления. На всем протяжении истории совершенствование ОИК оставалось одной из важнейших составляющих его работы. Производителей SCADA-систем много, но производителей именно ОИКов, которые могут использоваться для решения таких масштабных задач, как управление режимами ЕЭС, – штучное количество в мире. До сегодняшнего дня «Монитор электрик» остается единственной в России компанией, выпускающей подобные продукты. Работающие здесь специалисты развили свои компетенции до такого уровня, который позволяет строить ОИКи, применимые в таких крупных корпорациях, как «РусГидро», «Россети», Системный оператор»,
— отмечает Сергей Приходько.
Сегодня ОИК эксплуатируют в ГДЦ и всех 56 филиалах Системного оператора. В компании даже существует специальная должность: администратор ОИК. В каждом из диспетчерских центров работают один или два подобных специалиста. Ежегодно среди них проводятся соревнования профессионального мастерства. Первый чемпионат прошел в Пятигорске в мае 2018 года. Тогда были впервые отработаны основные организационно-технические принципы подобных мероприятий.
_____________________________
Воспетый в «Герое нашего времени» М. Лермонтова и «Двенадцати стульях» И. Ильфа и Е. Петрова Пятигорск прочно вписал свое имя и в историю электроэнергетики. Здесь 110 лет назад под руководством первого в России профессора электротехники, впоследствии активного участника разработки плана ГОЭЛРО Михаила Шателена было осуществлено включение на параллельную работу Пятигорской тепловой и Центральной Пятигорской электростанции «Белый уголь».
В дальнейшем принципы работы первого в России объединения разнотипных электростанций легли в основу будущей Единой энергосистемы. В Пятигорске были разработаны, опробованы и впервые внедрены многие образцы технологического оборудования и программного обеспечения, в том числе и основной для диспетчерского управления оперативно-информационный комплекс. Многое в Пятигорске сделано впервые в отрасли или так основательно и качественно, что было востребовано во всей России.
_____________________________
Новые времена – новые ОИКи
На протяжении всей своей истории ОИК Системного оператора не останавливается в развитии. Его совершенствование — постоянный, непрекращающийся, а главное — естественный процесс.
Каждый новый виток развития ИТ приводит к изменению технологий разработки программного обеспечения. Большинство программистов отказываются от применения устаревших платформ и сред разработки и переходят на более современные решения.
«Мировой опыт показывает, что в среднем системы SCADA эксплуатируются 10–15 лет, после чего производится их полная замена, процесс которой занимает 3–5 лет»,
– говорит Роман Богомолов.
«ОИК не является чем-то неизменным, монолитным, а включает в себя совокупность взаимосвязанных решений, интегрированных между собой. Эта система постоянно модифицируется, модернизируется, обновляется и прирастает новыми звеньями. Каждая следующая версия ОИК, наследующая множество идей от своих предшественников, отвечает все повышающимся требованиям к надежности и быстродействию»,
– подчеркивает Сергей Приходько.
«Правильная архитектура, надежные технические решения, ориентированность продукта на основного заказчика — вот основополагающие ценности, которые были заложены в основу создания продукта. Правильный базис, сформированный еще в 90-х, позволяет его усовершенствовать»,
– отмечает Максим Евлахов.
Особенно бурное развитие ОИК пережил в 2004–2007 годах. Во второй половине 2000-х годов на базе ОИК «СК-2003» в промышленную эксплуатацию были введены подсистемы «Электронный оперативный журнал» и «Подсистема межуровневого обмена регламентной информацией дежурных информаторов с прохождением ее между центрами управления по уровням иерархии» (Журнал ДИ). В конце 2000-х годов разработаны и внедрены подсистемы ОИК, без которых сейчас уже невозможно представить оперативно-диспетчерское управление, в их числе «Контроль перетоков в опасных сечениях», «Мониторинг токовых нагрузок» и «Мониторинг уровней напряжения».
С 2010 года диспетчеры используют для управления энергосистемой построенный на основе предыдущей версии обновленный ОИК «СК-2007», с которым интегрировано более половины используемых технологическим персоналом диспетчерских центров информационно-управляющих систем (ИУС). ОИК «СК-2007» оставался основным средством автоматизации деятельности по оперативно-диспетчерскому управлению в исполнительном аппарате, ОДУ и РДУ до 2020 года.
Однако с течением времени закладывавшаяся в середине 2000-х годов еще по технологиям предыдущего десятилетия платформа постепенно устаревала. С годами многие из использованных решений просто перестали поддерживаться производителями.
Старение программного обеспечения, утрата компетенций по его техподдержке или полное ее отсутствие, невозможность использования современных операционных систем и систем управления базами данных, вывод из эксплуатации средств разработки и сопровождения у обеспечивающей техподдержку ОИК компании – все эти факторы неизбежно становились препятствием к продолжению его эксплуатации. «Нужно было вновь проводить реновацию ОИК», – констатирует Сергей Приходько.
В 2009 году «Монитор Электрик» приступил к работе по проектированию ОИК «СК-11» в рамках масштабного проекта по внедрению ОИК нового поколения (ОИК НП).
«Итогом этой работы должно было стать создание единого комплекса автоматизированных систем диспетчерского управления, интегрированных с формирующейся Единой информационной моделью ЕЭС России и использующих данные в рамках единого информационного пространства»,
– подчеркивает Роман Богомолов.
Все сходится
Использование Единой информационной модели (ЕИМ), соответствующей национальным стандартам серии ГОСТ Р 58651 и международным стандартам CIM, стало ключевой особенностью нового ОИК. Новый ОИК базируется на ЕИМ, она служит единым источником данных для ОИК и позволяет добиться важнейшего преимущества – обеспечить единство данных для всех диспетчерских центров Системного оператора.
«Возможность использования единых данных в ОИК позволила отказаться от создания и поддержания в актуальном состоянии в ОИК разных диспетчерских центров одних и тех же однолинейных схем объектов электроэнергетики, схем ЛЭП, а также использовать схемы других энергосистем, например, смежных. Ранее при вводе нового оборудования, реконструкции или выводе оборудования из эксплуатации нам приходилось создавать и актуализировать эти схемы в каждом диспетчерском центре индивидуально, что требовало значительных суммарных трудозатрат, а самое главное – своевременной и одновременной реализации во всех филиалах, что не всегда было возможно.
Переход на использование ЕИМ в ОИК позволил обеспечить поддержание в актуальном состоянии схем энергообъектов в одном, специально определенном ответственном диспетчерском центре, и возможность ее общего использования всеми заинтересованными диспетчерскими центрами. Это в свою очередь позволило обеспечить оперативность внесения изменений в схемы и синхронность представленной на них информации для диспетчеров разных диспетчерских центров, а также снизить нагрузку на персонал, обеспечивающий актуализацию схем в ОИК»,
– отмечает заместитель начальника Оперативно-диспетчерской службы Системного оператора Сергей Жарков.
Еще одна важная задача, которая была успешно решена благодаря интеграции ОИК с ЕИМ, — это обеспечение синхронности значений параметров телеметрической информации в масштабах всего Системного оператора и систематизация порядка использования и передачи этих данных.
«У нас есть задача по контролю допустимых токовых нагрузок, уровней напряжения, перетоков мощности в контролируемых сечениях. Часто бывает, что функцию контроля для одного и того же объекта осуществляют сразу несколько диспетчерских центров. Раньше приходилось локально в каждом из них настраивать в ОИК допустимые пределы и определять фактические значения контролируемых параметров. Хотя административно был установлен определенный порядок актуализации данной информации, но человеческий фактор полностью исключать нельзя, и, конечно, были случаи, когда значения одного и того же контролируемого параметра или его допустимых пределов в разных филиалах отличались. Это могло бы привести к тому, что в одном диспетчерском центре фиксировалось бы нарушение, а в другом тот же самый параметр находился бы в области допустимых значений. Переход на ЕИМ позволил нам обеспечить единство контролируемых параметров электроэнергетического режима в разных диспетчерских центрах и исключить ситуации, когда диспетчерский персонал разных диспетчерских центров контролирует различные значения контролируемых параметров с различными пределами. Помимо этого, удалось систематизировать порядок передачи и использования телеметрической информации: в ЕИМ определены ответственные диспетчерские центры за формирование параметров телеметрии, что позволило сократить количество дублирующих телеизмерений, например дорасчетных, обеспечить уникальность наименований всех параметров телеметрической информации, а также установить единые правила определения положительных направлений перетоков активной мощности»,
– подчеркивает Сергей Жарков.
Другим важным преимуществом использования ЕИМ в ОИК является возможность просматривать информацию о параметрах и характеристиках энергооборудования непосредственно со схем в ОИК. У диспетчера отпала необходимость открывать для этого дополнительные справочные материалы, все представлено в явном виде. Можно, к примеру, увидеть информацию о собственнике или допустимых токовых нагрузках – теперь это доступно.
Наряду с обеспечением контроля за режимом работы энергосистемы и оборудования ОИК НП дал диспетчеру возможность выполнять расчет нового установившегося режима непосредственно со схемы ОИК. Раньше для этого использовалось отдельное программное обеспечение. Диспетчер выполнял расчеты в другом пользовательском интерфейсе, причем использовал условные срезы информации. Теперь ему достаточно непосредственно в ОИК изменить режим работы со схемой из режима «слежения» в режим «исследования». При этом благодаря использованию актуальных параметров результат расчетов будет максимально приближен к текущей ситуации в энергосистеме.
По словам Сергея Жаркова, большое преимущество нового ОИК – наличие в нем топологического процессора – модуля, отвечающего за создание топологической информации, который динамически строит и поддерживает топологическое состояние электрической сети в актуальном состоянии (топология электрической сети – это конфигурация электрической сети, которая учитывает схемы расположения и соединения объектов в своем составе, а также отображает распределение потоков мощности между этими объектами. – прим. ред.).
«Благодаря топологическому процессору в ОИК появилась более четкая и точная топология электросети, которая улучшила визуальное представление информации на графических схемах и повысила качество расчетов электроэнергетических режимов. Если раньше в ОИК отображались только состояния оборудования «включено/отключено», то теперь диспетчерам стала доступна информация о новых топологических состояниях оборудования: «заземлено», «под напряжением», «без напряжения». Немаловажно, что удалось еще визуализировать эксплуатационные состояния отдельных участков ЛЭП. Это очень важно для линий с отпайками или линий, которые имеют больше двух концов. Кроме того, предусмотренный в топологическом процессоре механизм автоблокировки недопустимых операций, например таких, как включение заземляющих ножей под напряжением или включение разъединителя под нагрузками, снизил риск возможных ошибок персонала при дистанционном управлении энергообъектами и оборудованием»,
– уточняет Сергей Жарков.
Show must go on
В 2019 году ОИК «СК-11» была введен в промышленную эксплуатацию в Главном диспетчерском центре в Москве. В исполнительном аппарате и девяти пилотных диспетчерских центрах осуществлен переход на использование отдельных диспетчерских форм отображения, разработанных в ОИК «СК-11». В 2020 году ОИК нового поколения был введен в эксплуатацию в базовой функциональности во всех диспетчерских центрах Системного оператора.
Переход с одной на другую информационную платформу для управления электроэнергетическим режимом – сложный и болезненный процесс. На 2022–2023 годы пришелся пик работ, связанных с переводом технологических расчетных диспетчерских подсистем, интегрированных с ОИК «СК-2007», на новый «СК-11». В том числе в 2022 году началась работа по переводу в «СК-11» непосредственно информационного обмена.
«Когда внедрили базовую функциональность «СК-11», вся телеметрия, которая приходит с объектов электроэнергетики и из смежных диспетчерских центров, продолжала передаваться средствами «СК-2007». И уже из «СК-2007» она перенаправлялась в новый комплекс. Таким образом, сбор информации оставался на стороне «СК-2007», а функции хранения и отображения оперативной информации осуществлялись уже в «СК-11». Работа по переводу информационного обмена на новый «СК-11» по всей стране велась почти год. И вся эта история складывалась из отдельных частных случаев и преодоления проблем, возникающих на уровне каждого из 57 диспетчерских центров. У каждого свои «болячки», свои организационные и технологические особенности. Так же, как при любом переходе на новое программное обеспечение, в ходе работ выявлялись ошибки, после череды их исправлений проводились разнообразные проверки. В частности, задача предусматривала перевод на новую платформу всех каналов обмена данными со всеми энергообъектами. В каждом РДУ таких каналов – сотни. Преимущественно работы велись на стороне Системного оператора, но в некоторых случаях приходилось менять настройки также на стороне энергообъектов и зарубежных диспетчерских центров»,
– отмечает Сергей Приходько.
Главная сложность перехода на новую платформу заключается в том, что весь процесс происходит в реальном времени.
«Мы не можем остановить энергосистему, чтобы перейти на новые технологии, и запустить ее снова, когда отработаем весь процесс. Электроэнергетика – технологически сложная отрасль, и от сбоев здесь никто не застрахован. Телеметрия, бывает, дает «осечки»: на объектах происходят технологические нарушения, «падают» каналы связи. Поскольку телеметрия используется в качестве исходных данных в системах режимной и противоаварийной автоматики, в сочетании с не до конца отработанными новыми технологиями информационного обмена это иногда может приводить к излишним срабатываниям систем автоматики. Поэтому очень важно сначала отработать технологии и потом безударно их ввести с минимумом технологических нарушений», – продолжает он.
Именно такой подход реализуется Системным оператором при внедрении ОИК следующего поколения. Процесс перехода на новый комплекс происходит поступательно. В настоящее время он близок к завершению.
По словам Сергея Приходько, новый ОИК, как и все прежние, работает с использованием так называемых «толстых» клиентов. На рабочем месте пользователя ОИК устанавливается программное обеспечение, с помощью которого клиентские приложения подключаются к серверным задачам. Такое программное обеспечение на рабочих местах пользователей необходимо регулярно обновлять, настраивать, следить за его работой, выделять для него немалые ресурсы. Уже сейчас в диспетчерских центрах количество таких клиентов составляет тысячи экземпляров, и их сопровождение становится все сложнее. В связи с этим перспективными направлениями развития оперативно-информационных комплексов являются перевод пользователей на web-интерфейс и серверных задач – на отечественную программно-аппаратную платформу. Эта задача приобретает особое значение с учетом повышенного внимания в последние годы к объектам критической информационной инфраструктуры в электроэнергетике.
Эти шаги соответствуют логике развития компании. На всем протяжении своей истории при выборе и внедрении технических решений Системный оператор традиционно отдает приоритет российским производителям. Такой подход обусловлен как уникальностью ЕЭС России, так и спецификой выполняемых компанией функций. Именно поэтому подавляющая часть используемого Системным оператором программного обеспечения представляет собой отечественные разработки. Так что перевод ОИК на российскую операционную систему – часть общей ИТ-стратегии компании, направленной на обеспечение технологического суверенитета оперативно-диспетчерского управления и повышение высокий уровень его надежности.
Пока же «Монитор электрик» приступил к работам по проектированию «СК-21». История продолжается.