Найти тему

Ребёнок с алалией или РАС "застрял" на фразах из 2-х слов. Как перейти к 3-м и 4-м словам? Технические приемы для прорыва

Слово-пауза-слово-пауза. Это знакомо абсолютно всем родителям детей с алалией, да и дети с аутизмом часто выдают такую же речевую картину. Но вот появились устойчивые фразы из двух слов: мама пить, пока папа, баба дай, хочу пить. Даже если они звучат с потерей звука или слога, но существуют как единая конструкция из двух разных лексических единиц, уровень засчитываем.

И сразу же, здесь и сейчас, становится актуальным рубеж фразы из 3-х слов. Обычно ребенок повторяет за вами по одному слову или по два, а третье отдельно. Для прорыва берём фразы из диалогов, которые мы продолжаем разыгрывать с игрушками или персонажами сказок. Пример такого диалога-угощения показан в сказке "Красная Шапочка".

Суть диалога строится на двух репликах: ты будешь есть, я буду есть. Вот на структуре этих предложений мы и учим ребёнка удерживать цепочку из трёх слов.
Сначала добавляем и добавляем по одному элементу. Буквально ведём ребёнка за руку в мир речи.
Сначала добавляем и добавляем по одному элементу. Буквально ведём ребёнка за руку в мир речи.

Тренинг для перехода к фразе из трёх слов

Делим задачу на циклы из трёх дней.

1-й день.

Взрослый берёт на себя последнее слово из фразы. Это слово он не просит повторить, говорит сам. А ребёнок повторяет без паузы первые два слова.

Вопрос от одной игрушки к другой:

- Ты будешь (ребёнок вместе с взрослым) есть? (только взрослый)

И ответ от игрушки или персонажа сказки:

- Я буду (ребёнок повторяет за взрослым) есть (взрослый говорит один).

2-й день.

Взрослый говорит первое слово, а следующие два просит сказать ребенка, помогая ему. Фактически они говорят в унисон.

Вопрос одной игрушки к другой:

- Ты (взрослый) будешь есть (взрослый и ребёнок вместе).

Ответ другой игрушки:

- Я (взрослый) буду есть (взрослый и ребёнок дуэтом).

3-й день.

Просим ребёнка повторять в диалогах всю фразу из трёх слов. Принимаем любой получившийся у ребёнка вариант. Пусть говорит по одному слову за вами через паузу или два слова сразу, а третье через паузу.

Следующий цикл из трёх дней

Обновляем лексику и вводим другие игрушки. Если ребёнок настаивает на участии прежних персонажей, соглашаемся.

Лексика для диалогов:

  • Ты хочешь есть (пить, гулять, играть). Я хочу есть (пить, гулять, играть)
  • Ты будешь спать (бегать, прыгать, плавать).
  • Я буду спать (бегать, прыгать, плавать).
  • Ты будешь чай (молоко, сок, кефир).
  • Я буду чай (молоко, сок, кефир).
  • Ты хочешь хлеб (яблоко, котлету, мультик).
  • Я хочу хлеб (яблоко, котлету, мультик).

Эти циклы повторяем до результата, пока ребёнок не скажет все три слова без паузы.

Строим фразы из 4-х слов

Фразы из 4-х слов даются аналогично. Они очень естественно следуют за предыдущими вариантами:

  • Ты будешь есть яблоко.
  • Я буду есть яблоко.
  • Ты хочешь пить чай.
  • Я хочу пить чай.
Делим части фразы между взрослым и ребёнком не 3 слова + 1 слово, а 2 слова взрослый с ребёнком + 2 слова только взрослый.

Обычно переход на 4 слова происходит значительно быстрее, чем на предложения из 3-х слов.

Оптимистичное будущее: остальные слова для расширения фразы ребёнок без особого труда добавляет сам. Начинается долгожданное "само" пошло!

Вот уже сколько всего добавилось!
Вот уже сколько всего добавилось!

Всем успехов в развитии речи!