Найти тему
Вещь

Пригласили на выходные, а он остался на 12 лет. Дом с росписями Жана Кокто

Вообще-то это не его дом. Великий французский поэт, драматург, художник и режиссер там был гостем. Целых 12 лет, пока его не выставили за дверь в буквальном смысле слова. Прямо в ненастную погоду. Впрочем, обо всем по порядку.

Этот небольшой дом с белеными стенами внутри и снаружи подарил своей жене один из родственников Ротшильдов Алек Вейсвеллер. В годы войны он вместе с супругой жил у своей матери на Лазурном берегу. Однако в 1943 году, когда фашисты заняли французскую Ривьеру, появился риск попасть в концлагерь, учитывая еврейское происхождение cемьи. Чтобы спасти свою жизнь, они бежали в расчете попасть в Испанию и сесть на пароход в Америку. И в один из самых трагических моментов им пришлось даже прятаться в опавшей листве. Тогда он пообщал супруге, что когда все закончится, подарит ей дом ее мечты. Кстати, мать его Алека отказалась бежать и погибла в концлагере.

Уже после войны Алек Вейсвеллер выполнил свое обещание. Его жена Френсис была очарована небольшой виллой на мысе Кап-Ферра. И в 1946 году она стала ее хозяйкой. Правда вскоре с Алеком они расстались, хотя развод так и не оформили.

Дом был построен в 1930 году и к 1946 уже нуждался в обновлении. Френсис пригласила декоратора Мадлен Кастен, которая подобрала мебель, отделала гостиную бамбуком, а остальные стены оставила белыми.

В 1949 году на экраны вышел фильм "Ужасные дети" по роману Жана Кокто (в 2003 году фильм Бертолуччи "Мечтатели" в значительной степени вдохновлен этим романом). Фрэнсис Вейсвеллер где-то на богемной вечеринке пересеклась со съемочной группой и познакомившись с Кокто пригласила его в гости.

Жан Кокто, Фрэнсис Вейсвеллер и приемный сын Кокто Эдуар Дермит
Жан Кокто, Фрэнсис Вейсвеллер и приемный сын Кокто Эдуар Дермит

Кокто воспользовался приглашением. Он приехал на выходные, а в итоге практически поселится в этом доме на долгие 12 лет. Все это время дом будет прибежищем европейской богемы. В разное время здесь гостили Пикассо, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Кристиан Диор, Коко Шанель.

Кокто дал имя этой вилле. Он выяснил, что на документе 12 века этот мыс именуется Santo Sospiro, что на местном диалекте означает "священный вздох". Интересно, что сейчас про эту виллу говорят, что там живет дух Кокто.

Правда, белые стены виллы его угнетали. И постепенно он начал их расписывать. Делал это с присущем ему талантом.

Темой росписей стали мифологические сюжеты. А основной лейтмотив миф об Орфее, который пронизывает все творчество Кокто.

«Когда я работаю в Санто-Соспир, я сам становлюсь стенами, а стены становятся мною»
Жан Кокто

Он называл эти росписи татуировками, всего в доме 200 рисунков. Но Кокто разошелся так, что заказал гобелен в гостиную, а вход выложил мозаикой.

Закончилась история так же резко, как и началась. Известно, что Кокто был нетрадиционной сексуальной ориентации, а у Френсис была связь с приемным сыном Кокто молодым Эдуаром. Но в конце-концов отношения охладели, и у нее начался роман с писателем Генри Виардом. Хозяйка начала раздражаться их присутствием, и после ссоры Кокто и Эдуард в одночасье покинули виллу.

К счастью, владелица не стала ничего менять. Росписи Кокто дожили до наших дней. Френсис умерла в 2003 году, когда ей исполнилось 87 лет. Наследницей знаменитой виллы стала ее дочь Кароль Вейсвеллер, но в последние годы дом пришел в запустение, новая хозяйка оказалась не в состоянии финансово поддерживать эту недвижимость. И в конце концов, ее выставили на торги. Новым владельцем стал российский гражданин Илья Мелия.

А 2019 году виллу начали реставрировать, с расчетом на то, что после она будет не только открыта для публики, но здесь так же будут проходить разные культурные мероприятия.

Впрочем, с учетом пандемии и геополитической ситуации, вероятно, появились какие-то коррективы. Но самое главное, что дом этот по-прежнему живет, сохраняя атмосферу невероятно творческого времени и золотого века Лазурного берега.

Если вы активно пользуетесь Телеграммом, подписывайтесь на канал "Вещь"