Хочу с вами поделиться статьей 1987 года Г.Лубова - о скульпторе П.М.Кожине и его работах созданных на Конаковском фаянсовом заводе им.Калинина. Дополняет статью моя подборка иллюстраций.
Лубов Г. П.М. Кожин. Скульптуры 1950 – 60 годов // Заря, 1987.
Скульптор Павел Михайлович Кожин в 1936—37 годах на фаянсовом заводе им. М.И. Калинина создал серию произведений, за которые награжден Золотой медалью Всемирной выставки 1937 года в Париже. После окончания Великой Отечественной войны он ведет основную работу на Дулевском фарфоровом заводе.
Но фаянс и майолика по-прежнему привлекают его своей теплотой, «мягкой» пластикой и неярким, неброским и таким естественным цветом подглазурного декора или декора цветными глазурями.
Поэтому, нет-нет да и наведывается он в Конаково, чтобы проверить, как будут выглядеть в фаянсе и майолике скульптурные разработки, созданные для фарфора. В период 1950 — 1960 годов таким образом было сделано 32 произведения анималистической тематики, из которых многие можно отнести к разряду выдающихся.
Свои творческие замыслы он не разделял на уникальные или, как теперь принято говорить, выставочные произведения и на образцы для серийного производства.
Всю свою творческую жизнь он не уставал повторять и словом и делом, что между массовыми и уникальными произведениями нет и не должно быть пропасти, что в обоих случаях в них должна быть выражена душа автора, должна ощущаться рукотворность художественного образа.
Умел он учитывать и реальные технологические возможности производства и извлекать максимум изобразительных эффектов из ограниченной палитры красок и глазурей, используемых в массовом производстве.
Свидетельством тому тиражирование многих его анималистических произведений. Среди них, например, ставший знаменитым «Глухарь», созданный еще в 1951 году и выпускающийся заводом до настоящего времени, т. е. более 35 лет.
В основе творческого процесса Кожина, над каким бы произведением он ни работал, лежит глубокое знание натуры, реалистический конкретный образ. Его птицы, звери, рыбы — это не просто мертвые чучела.
В каждой скульптуре он стремится выявить какие-то особые черты, которые «оживляют», придают определенный характер изображаемым животным и особенно рыбам.
И скульптор Кожин, не будет преувеличением сказать, наверное, единственный «рыболов» всех времен и народов, которому удалось, вытащив рыб из привычной для них среды — воды, оставить их живыми на воздухе.
В этой связи П. М. Кожин, на мой взгляд, достиг наибольших успехов в скульптурах «Морской окунь» и «Стерляди», которую сам он называл просто «Игра».
Скульптура «Морской окунь» была представлена художественному совету в ноябре 1957 года. По размерам она довольно крупная ее высота 290, а длина 320 миллиметров. Рыба изображена в поисках пищи у морского дна. Осторожно подкрадывается к добыче, и нам кажется, что чуть-чуть шевелятся плавники, поблескивает чешуя. Но весь окунь напряжен и зритель реально чувствует, что еще мгновение — и блестящей молнией он бросится на cвою жертву.
Совершенно в ином плане изображены «Стерляди» — это веселая игра двух довольно крупных особей (высота скульптуры около 700 миллиметров) в период нереста.
Здесь реально ощущается стремительность их движений в прозрачной волжской воде, порожденных великим инстинктом продолжения жизни. В изображении рыб довольно высокая степень обобщения и стилизации, которые усиливаются и серо-голубым колоритом декора. Все это еще больше подчеркивает содержание сюжета. Эта скульптура носит чисто станковый характер.
Работы Кожина в фаянсе и майолике «Морской окунь», «Тетерев» и другие в числе экспонатов массовой продукции завода были представлены на Всемирной промышленной выставке 1958 года в Брюсселе, где автору была присуждена Серебряная медаль.
Многие его скульптуры, созданные в послевоенные годы, входят в фонды Государственного музея керамики в Кускове и Музея декоративного и прикладного искусства России.
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.