Найти тему

Роботы и мусор

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Оптические сепараторы уже не являются самым совершенным оборудованием по сортировке отходов. В развитых странах во всю развивают использование искусственного интеллекта для распознавания многочисленных видов упаковки, чтобы снижать уровни засора, формировать товарные партии и стимулировать появление новых технологий переработки тех или иных материалов.

На отраслевых сайтах по управлению отходами чуть ли не ежеквартально то производители роботов, то операторы по сортировке рассказывают, что ИИ приходится регулярно «обучать» все новым и новым видам отходов, потому что разнообразие упаковок только нарастает.

Почему так происходит?

фото из открытых источников
фото из открытых источников

С одной стороны, производители стремятся выделиться на полках супермаркетов, отстроиться от конкурентов, и особенность внешнего вида упаковки – ключевой инструмент в этой конкурентной борьбе. Я и сама, посещая магазины со списком необходимого и прекрасно зная, что на меня «ведется охота», регулярно залипаю у какой-нибудь баночки или коробочки, форма, цвет или картинка (или все сразу) которой несанкционированно отзываются в подсознании обещанием, что этот крем, шампунь или помада сделают меня неотразимой. При этом, с другой стороны, производители роботов говорят производителям «не парьтесь, мы все рассортируем».

В то же время у экспертов из других сфер растет нешуточная обеспокоенность, что развитие искусственного интеллекта лет через десять отнимет работу у миллионов людей, в т.ч. и в сфере обращения с отходами. Получается замкнутый круг: бизнес формирует все новые и новые потребности у покупателей, затем удовлетворяет их с помощью «усовершенствованных» товаров в затейливых упаковках, затем сортировщики вынуждены отдать работу людей в руки роботов, а теряющие работу и доход граждане - это в то же время и покупатели.

фотография из открытых источников
фотография из открытых источников

Чтобы стимулировать спрос, производитель применяет еще больше маркетинговых уловок, ведущих к росту разнообразия упаковки и т.д. и т.п.

Масла в огонь подливает и так называемая демонизация пластика. Производители, стремясь быть «зелеными» в глазах правительств и потребителей, переходят на компостируемые материалы из растительного сырья, создавая тем самым дополнительную путаницу в сортировке отходов упаковки.

Несомненно, использовать преимущества современных технологий важно и нужно, но при этом следует понимать, что искусственному интеллекту найдется занятие в разных сферах экономики и без усложнения морфологического состава отходов. Нам нужны стандартизация и унификация упаковки, которая позволит повысить эффективность сортировки с меньшими затратами, потому что и людям и роботам будет проще определить, куда что складывать. А высвободившиеся средства можно расходовать на другие социальные проекты.