Найти тему

Как мы пытались запустить стартап без инвестора

Оглавление

Приветствую! Сегодня у нас интересная тема для обсуждения — боли, которые нас настигли в ходе разработки IT-продукта без участия инвестора.

Начиналось все многообещающе: 3 разработчика, 1 дизайнер, 1 менеджер проекта, горящие глаза и море амбиций. Идея продукта казалась осуществимой в кратчайшие сроки. Каждый верил в продукт и готов был выкладываться за идею. Что же пошло не так? — спросите вы. Давайте по порядку.

Демотивация

Первое, с чем мы столкнулись - демотивация команды. Команда выкладывается некоторое время, но понимая, что результат будет виден не скоро, начинает угасать и терять тот самый боевой настрой, который сопровождал на этапе проработки идеи продукта. Нужно заметить, что не все члены команды утратили свою частичку мотивации, в ком-то все таки осталось немного пороха.

Результат: Безответственное отношение к разработке продукта и команде, увеличение сроков разработки.

Сопротивление: Провели custdev среди потенциальных пользователей, собрали положительную связь по продукту и обсудили результаты с командой (дали понять, что продукт будет представлять ценность клиенту и имеет все шансы стать востребованным).

Вывод: Необходим поиск точек соприкосновения команды и продукта. Каждый для себя должен понять, какую ценность несет этот продукт на данный момент и какую ценность он обретет в точке Б. И еще один важный пункт: не берите в команду людей, не горящих идеей продукта. Если вы не зажгли в них огонь на этапе проработки идеи продукта, то вряд ли зажжете его на этапе, когда они начнут тратить свои ресурсы.

Отсутсвие времени

Время - основной человеческий ресурс, и не каждый человек готов его инвестировать во что-то заветное, что на данном этапе не приносит результатов. Следующая наша болевая ступень - систематическое отсутствие свободного времени у участников проекта и желания тратить его на разработку. Что же поспособствовало такому исходу событий? Кто-то скажет: пониженный уровень дофамина, переутомляемость и многое другое. Но, обсудив с командой, мы выявили две основные причины:

  1. Наличие основного места работы у каждого участника (ребята устают от деятельности на работе и сложно включаться в проект в будние вечера);
  2. Обратимся к первой нашей боли - демотивации. В следствие снижения уровня заинтересованности в продукте, ребята стали меньше времени посвящать разработке.

Результат: Увеличение сроков разработки.

Сопротивление: Попытались обозначить дедлайны, обсудили дату релиза, нашли первых пользователей, которые периодически напоминали нам о том, что они ждут готовый результат.

Вывод: Важно на берегу договариваться с командой: кто сколько готов посвящать времени продукту. Установка дедлайнов, и поиск первых потенциальных пользователей проявит интерес у команды. Делиться положительным результатом и получать регулярную обратную связь куда приятнее, чем просто выполнять работу без понимания что будет дальше.

Отсутсвие бюджета

Одна из главных болей - отсутствие бюджетирования. Команда выкладывается и хочет получать какие-то бонусы (в идеале денюжки), но вместо этого получает регулярный объем работы. Если человек только про деньги, то ему не по пути с командой стартапа, ведь высока вероятность, что до грандиозного успеха придется работать ни один год и, возможно, даже ни несколько.

Если есть возможность привлечь на ранних стадиях инвестора или бизнес-ангела, это может взбодрить команду, но не все хотят делиться долей своего детища, в которое вкладывают свои ресурсы. Следовательно, если команда намерена запускать продукт без инвестиций, придется поработать над общей мотивацией. В нашем же случае 2 члена команды и вовсе откололись от продукта с посылом: я бесплатно не работаю..

Результат: Потеря бойцов и снижение производительности участников проекта.

Сопротивление: Подняли вопрос: как мы можем получать бонусы, если отсутствует финансирование. Было принято решение поощрять друг друга до момента привлечения первого раунда инвестиций. А именно: обозначили ключевые результативные точки, на каждой из которых преподносим друг другу на согласованную сумму подарки в знак благодарности каждого участника.

Вывод: Все в команде должны понимать, что выполняют задачи, которые способствуют созданию нового продукта, который сейчас только забирает деньги, а в будущем может принести целое состояние. Но не нужно пренебрегать бонусами, ведь это сплачивает команду и всегда поднимает настроение и уровень мотивации.

Вывод

Мы получили полезный опыт, а именно, сделали для себя следующие выводы:

  • На этапе формирования команды необходимо понять мотивацию каждого участника. Не стоит брать в команду человека, не заинтересованного в реализации идеи и готового принять участие с целью "попробовать, вдруг что-то получится".
  • На этапе проработки идеи продукта следует обсудить с командой все нюансы: кто сколько времени готов уделить реализации продукта, какую роль готовы выполнять участники, какие ресурсы готовы инвестировать.
  • Следует заранее задуматься о том, как стартап будет зарабатывать. Ведь за бесплатно даже самый инициативный человек однажды перестанет выполнять работу. Также на ранней стадии можно задуматься об инвестировании (при наличии инвестора, есть возможность заложить зарплаты или денежные бонусы для команды).
  • Необходимо искать людей в команду с горящими глазами, которые обожают свое дело и готовы выкладываться, инвестируя в будущее, а не желают получить свои бонусы здесь и сейчас.
  • И самое главное - поддержка друг друга. Бонусная система, регулярные тимбилдинги и ретроспективы с благодарностью каждому за проделанную работу дают сильные результаты.