Найти тему
Мой Духовный Маяк

ЧЕЛОВЕК ПОСТАВЛЕН ВЫШЕ АНГЕЛОВ. ПСАЛТИРЬ ЦАРЯ ДАВИДА

Сегодня у нас восьмая передача, а значит мы разберем восьмой псалом. Это первый из числа так называемых хвалебных псалмов, в которых царь Давид прославляет величие и славу Господа.

Источник изображения: mirtesen.ru
Источник изображения: mirtesen.ru

В нем псалмопевец, взирая на творения Божии, находит в этом повод для прославления Господа и познания Его величия: “Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что́ есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?”

Сразу скажем о названии псалма. Тут опять встречается небольшое разногласие. На греческом языке, который после отразился и в церковнославянском здесь стоит слово: “о точилах”. Это те самые точила, которыми выжимают виноград и делают вино.
Поэтому, одни полагали, что этот псалом исполнялся во времена сбора винограда, когда употреблялись точила или прессы для выжимания виноградного сока.
Святые Отцы, читая этот же перевод, толковали точила в духовом значении, разумея под этим словом церкви христианские. В том смысле, что вино - это духовная пища, которой Церковь напояет своих чад.

Однако, в переводе с еврейского это самое слово обозначает уже не точила, а музыкальный инструмент из города Гефа. Это недалеко от Иерусалима. Поэтому в переводе на русский в названии восьмого псалма пишется: “Начальнику хора. На Гефском орудии”.

“Когда я взираю на небеса Твои”, - говорит Давид. Под небесами здесь разумеется вообще все творение Божье, которое перечисляется далее. Это и луна, и звезды, горы и моря, животные малые и великие, на земле и в воде обитающие - все это творение прославляет Бога. Поэтому святые отцы окружающий нас мир часто называли книгой Божьей. Кстати говоря, именно поэтому так хорошо уединяться на природе.

Так, например, великомученица Варвара была заточена своим отцом в высокой башне. И сквозь небольшое оконце этой башни она созерцала небо и горы, восход и закат солнца. И через это она, будучи язычницей, уверовала во Христа. Мы должны помнить, что все творение вокруг нас - это дела перст Божьих. И они хотя и беззвучно, но с великой силой проповедуют Бога.

Поэтому, когда вам бывает тяжело на душе, и при этом молитва не идет, ни слышать, ни читать ничего не хочется (такое состояние святые называли унынием). тогда идите на природу и побудьте там наедине. На своем примере убедитесь как могущественно Господь беседует с нами через Свое творение.

Источник изображения: otzvip.ru
Источник изображения: otzvip.ru

Вот так вот однажды созерцал Давид, и вдруг ему открылась тайна будущего. Давиду открылось, что Господь посетит людей. Мы говорим про Рождество Христово, поэтому этот псалом также относят к пророческим, а его содержание часто слышно на праздник Рождества.

“Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его”, - воскликнут Давид. То есть, кто я такой, кто такой вообще человек, отпавший от Тебя и изгнанный из рая, что Ты сойдешь к нам, воплотишься, будешь жить среди нас, примешь поругания и Распятие, а после этого Воскреснешь и всегда будешь пребывать среди нас. Как и сказал Сам Христос: “Я с вами во все дни до скончания века”.

Эти восторженные мысли царя Давида о посещении Божьем далее еще более усиливаются сознанием того, что человек поставлен главою мира: “Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его”.

То есть, наш Господь не только помнит нас и посетил нас, но Им мы поставлены править всем миром. Человеку покорены не только домашние животные, но дикие и хищные, нам покорены моря и океаны, горы и леса. Более того, небо и звезды, луна и солнце, в целом, вся вселенная или весь космос - всё творение Божье покорено человеку, отдано ему в управление.

Эльбрус и Эверест, Марианская впадина и и все то, что кажется нам столь великим в иерархии Божьей, меньше человека. Именно в этом смысле каждого отдельно взятого человека можно именовать вселенной, в смысле его главенства над всем творением.
В этом всем Давид увидел необыкновенное благоволение Господа, Его великую любовь и, конечно же, доверие к каждому из нас. Ибо передать сотворенное Тобою можно только тому, кому искренно доверяешь.

Итак, величие человека обнаруживается в том, что Господь посетил нас, пребывает среди нас и покорил все нам. Однако и это еще не все. Давид говорит: “Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его”. Эти строки можно понимать так, что человек почти как ангел, но все же не ангел. Эти слова указывают на то, что человек недалек от ангельского мира, он имеет ум, но также имеет и атрибут материального мира - плоть.

Однако, некоторые святые толкователи, например Евфимий Зигабен высказывают следующие мысли: “Но что же такое в самом деле человек? Почему, когда пали ангелы, Ты, Боже, ничего подобного не сделал для них, но вот падает человек, и Ты Сам вдруг приходишь на помощь к нашей немощи”.
Господь приходит на помощь человеку, станОвится человеком, а не ангелом. Более того, преподает НАМ и только нам в Святых Таинствах Свою Плоть и Кровь, к чему ангелы не имеют причастия. На основании всего этого святые иногда допускали столь дерзновенную мысль о том, что человек, по благодати Божьей, не только умален от ангелов, но поставлен выше их.

Во всяком случае мы знаем, что Христос, будучи и Богом, и Человеком сидит одесную Отца, что несравненно выше Ангелов. Помимо этого, и иной человек, а именно Богородица превознесена выше Херувимов и Серафимов, что догматически утверждено в учении Православной Церкви. Этот факт был подтвержден и самими ангелами, посетившими святую Гору Афон в десятом веке. Узнайте об этом подробнее в истории иконы “Достойно есть”.

Итак, дорогие братья и сестры, восьмой псалом это первый хвалебный псалом, каких будет еще немало. Читая его будем помнить о величии Божьем, а также о Его великих благодеяниях каждому из нас. Как писал святой Златоуст: “кто представит себе, сколько для человека сделано и делается, и сколько получит он впоследствии времени, тот исполнится великого изумления и ясно увидит, как печется Бог” о человеке.

Будем также как Давид и многие святые почаще наблюдать за природой и созерцать творения Божьи. И это отведет нас от печали и уныния, утешит наши мысли, успокоит сердца, а также научит очень о очень многому.

Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чиж.

-3

ЗАЩИЩАТЬ И ЗАЩИТЬСЯ, НО НЕ МСТИТЬ

КТО ТАКАЯ НАСЛЕДНИЦА БОГА? ПОЧЕМУ МОЛИТЬСЯ НОЧЬЮ - ЭТО ХОРОШО?

"ГНЕВАЯСЬ, НЕ СОГРЕШАЙТЕ!" МОЖНО ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ГНЕВАТЬСЯ?

КТО ТАКОЙ "БЛАЖЕННЫЙ МУЖ"?

ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО

ПРАВИЛЬНОЕ ПОКАЯНИЕ НИКОГДА НЕ ПРИВОДИТ К ОТЧАЯНИЮ