Найти в Дзене

Какое счастье быть студентом Казанского университета

Завершилась приемная кампания в Казанский (Приволжский) федеральный университет. Многие студенты уже видели приказы о зачислении. Какой образ Казанского университета предстает перед Вами? Как думаете, изменился ли он за два столетия? О впечатлениях поступающих в университет молодых людей пойдет речь сегодня в статье.

Когда университет был основан, начало учебного года приходилось не на сентябрь, а на август. Молодежь ответственно относилась к поступлению в университет, долго и усердно готовилась, чтобы соответствовать университетскому уровню образования. Подготовка могла занимать несколько лет и начиналась она с юного возраста. Это подтверждают воспоминания бывших студентов, например Д.А. Корсакова:

«Осенью 1856 г. – как теперь помню даже самый день, – 17 октября, мои родители... переехали... в Казань. Причиной для переезда в Казань являлась необходимость в более серьезном моем обучении, так как мне исполнилось уже 13 лет и пора было подумать о надлежащей подготовке к университету... В течении четырех лет я подготовился к университету и в августе 1860 г. был уже студентом...Это были годы всеобщего умственного и общественного оживления России... я после тихой и однообразной деревенской жизни, очутился... в среде, жившей высокими умственными интересами.»

Д.А. Корсаков. Былое из Казанской жизни 1856 – 1860 гг.// Воспоминания о прошлом. Казань: Типография Б.Л. Домбровского. 1898. С.1–6.

Д.А. Корсаков. Музей истории Казанского университета
Д.А. Корсаков. Музей истории Казанского университета

Университетов в Российской империи было немного, Казанский университет исторически был самым восточным университетом в России, поэтому молодые люди с разных концов страны мечтали поступить именно в Казанский Императорский университет.

.Фотография аудитории № 7 юридического факультета из «Альбома фотографических снимков зданий Императорского университета и его некоторых учреждений. 1896 г.». Музей истории Казанского университета
.Фотография аудитории № 7 юридического факультета из «Альбома фотографических снимков зданий Императорского университета и его некоторых учреждений. 1896 г.». Музей истории Казанского университета

Казань во второй половине XIX в. уже в меньшей степени была похожа на провинциальный город, она разрасталась, отстраивалась. Архитектура ансамбля Казанского университета поражала своим великолепием прибывшую для поступления молодежь.

Памятник Г.И. Державину во дворе университета, XIX в. Музей истории Казанского университета
Памятник Г.И. Державину во дворе университета, XIX в. Музей истории Казанского университета

К.В. Лаврский в 1870-е гг. опубликовал впечатления о себе в роли «абитуриента»:

«Наскоро одевшись, я тотчас-же, в сопровождении брата, отправился в университет разузнать: кому и как подавать прошение. По мере приближения к университету сердце во мне замирало... Здание в глазах новичка-студента долго казалось каким-то священным храмом, внушающим невольное желание снять шапку и с благоговением прислушиваться к торжественному гулу шагов, разносимому эхом по темным коридорам. Университетский двор, со своей оригинальной обстановкой – ротондой анатомического театра, башней обсерватории, флюгерами над физическим кабинетом, с памятником Державину и величественной лестницей, ведущей со двора в главное здание – представлялся чем-то вроде древней площади в Афинах и, казалось, ждал, чтобы какой-нибудь Сократ собрал здесь вокруг себя толпу учеников, жадно прислушивающихся к каждому слову учителя...Университетские сени, со своими статуями великих людей и героев, окончательно сразили меня, когда я преступил впервые порог университета: точно я попал на тот свет, в Дантов рай, и на душу повеяло ослепляющим величием окруживших меня бессмертных представителей гения и героизма»

К.В. Лаврский. Из воспоминаний казанского студента. Казань, 1876. С. 24–26.

К.В. Лаврский. Государственная публичная историческая библиотека России
К.В. Лаврский. Государственная публичная историческая библиотека России

Студенты воспринимали себя наследниками казанских ученых и чувствовали свою ответственность за сохранение и приумножение славы Казанского университета. Университетская корпорация всегда была объединена не только официальным статусом, функциями и привилегиями, но и общим сознанием, общей гордостью за свое коллективное прошлое. Патриотизм начал складываться здесь с момента основания университета. Чтобы чувствовать себя комфортно, студентам нужно было гордиться университетом, любить его. Университетские люди ощущали себя носителями высокой культуры.

Групповая фотография студентов университета на фоне библиотеки. Конец XIX в. Музей истории Казанского Университета
Групповая фотография студентов университета на фоне библиотеки. Конец XIX в. Музей истории Казанского Университета

Мотивация поступить в Казанский университет у всех была разная. Кто-то тянулся к знаниям, хотел выстроить карьеру, другие же стремились к самостоятельности и желали ограничить родительскую опеку. О своей жажде независимости пишет один из воспитанников университета, обучавшийся на камеральном отделении юридического факультета в 1850-х гг. – Петр Дмитриевич Боборыкин:

«Идея науки, обаяние университета, мечта о высшем образовании наполняли многих из нас. Теперешнего карьеризма и жуиризма (прим. от автора: жуиризм - праздная жизнь) в самых юных экземплярах мы не знали... Привлекал университет и, прежде всего, потому, что он для нас являлся символом нашего освобождения от запретов и зависимости жизни «малолетков», от унизительного положения школьников, от домашнего надзора»

П. Боборыкин За полвека. Из воспоминаний. М., 2002. С. 57–59.

-6

Один из первых студентов Казанского университета, известный писатель Сергей Аксаков отмечал, что сложности, с которыми столкнулось новое поколение студентов, не убавили энтузиазма, они удивляли преподавателей своей жаждой к познанию:

«Занимались не только днем, но и по ночам. Все похудели, все переменились в лице, и начальство было принуждено принять длительные меры для охлаждения такого рвения. Дежурный надзиратель всю ночь ходил по спальням, тушил свечки и запрещал говорить, потому что и впотьмах повторяли наизусть друг другу ответы в пройденных предметах. Учителя под влиянием такого горячего рвения учеников занимались с ними не только в классах, но во всякое свободное время, по всем праздничным дням. Григорий Иванович (Карташевский) читал на дому для лучших математических студентов прикладную математику; его примеру последовали и другие учителя... Прекрасное золотое время! Время чистой любви к знанию, время благородного увлечения»

Воспоминания С.Т. Аксакова// Собр. Соч. М., 1909. С.575, 607.

Портрет С.Т. Аксакова в Императорском зале КФУ. Музей истории Казанского университета
Портрет С.Т. Аксакова в Императорском зале КФУ. Музей истории Казанского университета

Перестали ли воспринимать студенческие годы в Казанском университете как «золотое время» спустя столетие и сегодня? Конечно, нет! Собранные свидетельства студентов ХХ и XXI вв. потрясают тем единодушием и восторгом, с которым воспитанники воспевают величие Казанского университета. Трепет от поступления в университет оставался, в то время как менялись поколения:

«С детства относился к университету с благоговением. Мне казалось, что там учатся самые умные люди... я всегда, точнее, с самого детства, хотел учиться в КГУ. Здесь работали мои родители, я часто бывал у них, и меня очень привлекала шумная жизнь университетских коридоров»

Интервью с И.Л. Измайловым // Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Terra Universitatis: Два века университетской культуры в Казани. Казань, 2005. – С.146.

И.Л. Измайлов. 2021.Сайт Министерства образования и науки РТ
И.Л. Измайлов. 2021.Сайт Министерства образования и науки РТ

Университетское пространство усиливало положительное первое впечатление при знакомстве с Казанским университетом. В условиях отсутствия социальных ограничений к поступлению в университет, ощущение элитарности университетской корпорации придавалось за счет «историчности» и «древности» университетского пространства, в котором у студентов была возможность обучаться. Студентов разных лет объединяла любовь и нежность по отношению к alma mater и ее символам:

«Университет с его высокими белыми колоннами производил на меня большое впечатление и притягивал к себе»

Интервью с бывшей студенткой// Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Terra Universitatis: Два века университетской культуры в Казани. Казань, 2005. – С.147.

«Университет был одухотворен стариной, величием, здесь учились великие ученые»

Интервью с Д.Х. Гимадутдиновым // Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Terra Universitatis: Два века университетской культуры в Казани. Казань, 2005. – С.146.

Главное здание КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина. 1960-е гг. Музей истории Казанского университета1 из 3
Главное здание КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина. 1960-е гг. Музей истории Казанского университета1 из 3

Для любого, кто был студентом, студенческие годы – это целая эпоха нового ощущения жизни, бьющей ключом, полной надежд, ожиданий важных перемен. Первое впечатление при виде Казанского университета с годами подтверждалось и усиливалось как у студентов XIX-XX вв., так и у современных студентов. Мы уверены, что и Вы оставите воспоминание о Казанском университете, начинающееся со слов

«Какое счастье быть студентом Казанского университета!»

Студенты КФУ. 2023 г. Официальный сайт Казанского (Приволжского) федерального университета
Студенты КФУ. 2023 г. Официальный сайт Казанского (Приволжского) федерального университета

Автор: А.С. Глухова

Адрес музея: Казань, Кремлевская, 18.
Телефон для записи:
+7(960)-031-01-30. Только по предварительной записи. Билет также можно приобрести онлайн и по пушкинской карте, после записи по телефону