Бенджамин Франклин – фигура, узнаваемая во всем мире. Потому что везде (или почти везде) любят американский доллар. А на стодолларовой купюре изображен именно этот американский президент.
Он был человеком незаурядным. Но есть нюансы. Во-первых, американцы сделали из реального Франклина «икону». А кое-кто из известных над этим смеялся. Напишу еще подробнее.
Во-вторых, сам Бенджамин занимался тем, что сейчас называется «самопиар».
Как Ленин
Владимир Ильич родился гораздо позже Бенджамина Франклина. И правильнее было бы сказать, что большевики скопировали кое-что у американцев в плане построения «культа личности». Но Ленин нам ближе, потому что родился в России, жил в нашей стране и, думаю, многие из читателей изучали биографию Владимира Ильича.
Так вот: если верить официальной информации, то Ленин был с ранних лет человеком-примером для всех. Идеальный, правильный, не хулиган. Самый настоящий лидер. Это, естественно, было не так. И Владимир Ильич хулиганил. И попадал в неприятные ситуации. Например, мог утонуть еще в детстве. Но пропаганда говорила другое.
Так же получилось и с Франклином. Согласно официальной версии, Бенджамин никогда не хулиганил, постоянно думал о том, как заработать, сберечь и преумножить свои деньги.
Американцы даже придумали, что в детстве Бен изобрел ласты – для того, чтобы плавать. Хотя там еще над ними Леонардо да Винчи работал. Да и, честно сказать, люди, которые издревле жили на берегу морей-океанов, ласты придумали давным-давно. Но американцам до сих пор внушают: «Это всё Франклин. Он молодец. Он сделал себя сам. И много чего придумал».
Над всей этой историей смеялся знаменитый Марк Твен, который написал произведение «Покойный Бенджамин Франклин». Из-за этого книги Твена стали запрещать во многих штатах.
Какую же крамолу наводил Твен?
Писатель обращал внимание на следующее – что Бенджамин Франклин отнял у мальчишек детство:
Нынешний мальчик не может следовать ни одному своему нормальному инстинкту без того, чтобы сразу не нарваться на какой-нибудь бессмертный афоризм и фамилию Франклина. Если он покупает на два цента земляных орешков, отец скажет: „Помнишь ли ты, сын мой, что говорил Франклин: „Деньга деньгу куёт“, — и земляные орешки теряют всю свою сладость...».
Вот такая история была с Франклином, если верить Марку Твену. И, кажется, он был прав.
Из Бенджамина вылепили «икону», которую до сих пор печатают на американских деньгах. А американские деньги до сих пор считаются одной из самых весомых валют в мире.
Франклин занимался также и самопиаром и не стеснялся об этом рассказывать. Кое-что есть в его книге воспоминаний.
Бенджамин писал, что, если он вез бумагу, то делал это, проезжая через весь город. Выбирал самую скрипучую телегу, чтобы все видели, что едет Франклин.
В 1776 году Бенджамин отправился в Европу – в Париж, чтобы найти себе могущественного союзника в борьбе за дело американской Республики. Франклин отправился в Париж. При этом хорошо подготовился.
Американец, зная, что в Европе любят наряжаться пышно и богато, надел самый простой костюм – очень даже невзрачный. Кроме того, Франклин напялил на голову меховую шапку, которая смотрелась немного нелепо, была неуместной.
Французы были в восторге. Они видели перед собой некоего «дикаря-революционера», который бился за свободу и независимость, искал в этом поддержки.
В Европе печатали изображения Франклина на самых разных вещах, которые очень хорошо продавались. Бенджамин стал медийной персоной, если можно так выразиться.
Его даже Денис Фонвизин хвалил. А вот Екатерина Вторая Франклина не любила. На то были причины.
Конфликт
Виновником этой нелюбви был, собственно, Бенджамин Франклин. Однажды он высказался нелестно об императрице. Сказал, что Екатерина не имеет ни капли русской крови, попала на великий престол совершенно случайно – по стечению обстоятельств. Франклин считал, что императрица – никудышная правительница.
Екатерина затаила обиду. Когда Мария-Антуанетта, как и вся Франция, восхищалась Франклином, Екатерина сказала: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним». А потом во Францию пришла Республика.
Еще Екатерина писала про «Путешествие…» Радищева и про самого автора: «Бунтовщик хуже Пугачёва, а в конце хвалит Франклина как начинщика и себя таким же представляет».