Предлагаю вашему вниманию очередную порцию авиационных баек, которые я старательно собирал на двух авиационных форумах в 1998 – 2005 гг., записывал и сохранял в недрах своего компьютера. С тех пор прошло четверть века, и многие вещи, происходившие тогда, сейчас, с высоты нашей современности, выглядят совсем по-другому.
Приятного просмотра.
***
Аэропорт Амдерма, 80-е годы. Нулевая видимость. В дупель пьяный лётчик сажает свой самолёт поперёк полосы. Трезвый в такую погоду вообще бы не полетел. Кому обычно рассказываю, не верят. А чему здесь не верить? Самолёт то Ан-2, он при встречном ветре может вообще без пробега сесть. Ветер был поперёк полосы, вот он поперёк и сел. На доклад сил не было, прямо в кабине и отключился. Руководитель полётов на своей ЭрПэшке носится по полосе из конца в конец, не может найти самолёт. Не иголка ведь, в стоге сена. Собрался было докладывать о чрезвычайном происшествии, как боковым зрением увидел его метрах в двадцати от полосы.
На следующий день был разбор полётов. Спрашивают этого лётчика, как мол докатился до того, что сел за штурвал пьяным. А он говорит: «А я трезвый и не летаю, я на Ан-2 трезвым летать боюсь».
***
При сдаче нашего командного пункта в эксплуатацию – а дело было зимой, приехала комиссия во главе с генералом. Конечно, рядом с начальством целая толпа: полковники-проверяющие, майоры, ну и прочая челядь.
А тут мимо проходит один из солдатиков из автомобильного батальона аэродрома (бушлат в масле, грязный, небритый). Честь не отдал, молча пробрел мимо по тропке, чуть ли не отпихнув генерала. Немая сцена. Командир автобата замер, замполит заледенел.
Генерал-майор посмотрел солдатику вслед и сказал одному из полковников:
- Вот поэтому нас империалисты и боятся!
***
Из громкоговорящей внутренней связи аэродрома. Во время полетов.
Нач. штаба - старшему штурману полка.
- Петров! Куда у тебя Иванов самолет ведет!?! Он что, пьяный!?
- Никак нет, товарищ полковник!
- Ну, так пусть нажрется!
***
ТЭЧ. Hа «козелках» стоит самолет. К нему подогнали гидравлическую машину с целью проверить уборку и выпуск шасси. Дали давление в систему, перевели кран на уборку. Одна нога убралась, другая осталась на месте. Посозерцав немного эту картину, решают попробовать выпустить шасси. В результате убранная нога выпустилась, но выпущенная - убралась…
Все еще тормозя, еще раз повторяют процедуру. Результат, естественно, тот же. Само собой, что зевак вокруг собралось изрядное количество.
И голос из толпы: «Он у вас что, как курица по полосе разбегаться будет?»
***
Когда я служил на космодроме, и мы чистили районы падения отделяемых частей ракет от "железа", то как и бывает, по вечерам попивали "шило" и т.п.
А в наших краях летало много всякого - с Капустина Яра, с Балхаша (Сары-Шаган), ну и с родного Байконура. Молва ходила про НЛО не только среди местных жителей, но и кое-кто из офицеров, говорят, видел. Так что мы в ЭТО верили. Был у нас один капитан Э. Бывший начфин, перешедший в отдел поисковых работ. Выпить любил и был при этом очень любознательным.
Посидели как-то господа офицеры часов до 3-х ночи за обильным столом и вышли покурить из палатки на воздух. А в степи ночью прохладно и легкий туман. И в темноте у соседней сопки висит НЛО - большой светящийся шар! Капитан Э. как увидел - прыг в "Урал", и за НЛО погнался. Час - нет, два - нет, поехали искать. С рассветом подъехали к вагончикам геологов, километрах в 20 от нашего лагеря. Стоит "Урал", и наш капитан спит за рулем.
А перед машиной вышка буровая и на ней лампочка 500 - ваттная горит...
Будим капитана - и он рассказывает:
- Еду, вот НЛО у сопки. Я к нему, а оно дальше уходит. Подъезжаю - а оно опять отлетает. Пока в буровую не уперся и лампочку не увидел, думал, что догоню. Хорошо, говорит, что гуманоидов не видел, а то лечиться бы пришлось.
***
Дело происходило в те старые времена, о которых очень многие ещё помнят и рассказывают подрастающему поколению, которое воспринимает его как сказку, а именно - когда АЭРОФЛОТ был целым на всю страну, везде были друзья-знакомые и можно было "за бесплатно" прокатиться в любую точку нашей Родины, и были льготы, которыми пользовались работники ГА и члены их семей, а в стране был повальный дефицит и талоны на руках.
Ну, так вот. У отца Стаса подходил очередной отпуск, и глава семейства решил воспользоваться своими льготами, и свозить домочадцев на экскурсию в Питер. Стас в то время, как говориться, еще под стол пешком ходил. Пробыв в красивейшем городе несколько дней, находившись и насмотревшись вволю, семья полетела домой.
Рейс был уже поздно, пассажиры уставшие и сонные. Лайнер Ту-154 и экипаж свои, из родного порта, а потому на просьбу маленького мальчика посмотреть, что делают дяди в кабине, и что вообще там находиться - отказа естественно не последовало. И отец отвел за ручку Стасика в самое таинственное и интереснейшее место в самолете, где ему определили место на небольшой табуретке. Так как в своей жизни отца здесь удивлять уже далеко было нечем, то оставив строгий наказ мужикам приглядывать за Стасиком, а ему не мешать дядям и когда надоест смотреть вернуться в салон к родителям, глава семейства пошел занимать свое место, где его уже заждалась супруга. Наконец-то двигатели запущены, самолет вырулил и взлет... Как говорил один преподаватель Ульяновской ШВЛП - "Серебристый лайнер набирает высоту...", и пока он ее набирал, работу экипажа изредка нарушали детские вопросы. Заняли эшелон, автопилот давно включен и самолет на трассе, т.е. настало то время когда появляется легкое расслабление. Салон, как ему и положено, погружен в мягкий свет, публика дремлет, а за "окном" только звезды. И вот тут-то наступает кульминация.
Как уже говорилось на дворе стояло время дефицита, и в ту пору одной из главных задач экипажа по прилету в большой город, стояло - рассредоточиться по ближайшим к аэропорту продуктовым точкам и успеть купить что-нибудь себе домой. А так как это делалось коллективно, то каждый брал что-то одно по списку на весь экипаж, и оно потом делилось. А экипажи нашей с вами гражданской авиации в то время еще летали каждый со своим табельным оружием. Труженики воздушных трасс дружно по неведомому сигналу разворачиваются на центр кабины, где в это время сидел наш герой, и на свет из закоулков межкресельного пространства начинают появляться эти самые сумки, на которые уставились детские изумленные глаза.
Под командованием штурмана, в руках которого появляется общий список заказанного, начинается раздел колбасы, фруктов, консервов и других вкусностей, извлекаемых по очереди из недр ноши. Идет захватывающее действие. И вот наконец-то доходит очередь до портфеля штурмана, в котором рядом с полетными картами и купленными консервами мирно покоятся пять "Макаровых"(которые получались и сдавались все вместе в целях экономии времени подготовки перед вылетом). Консервы уже перекочевали по другим сумкам-портфелям-дипломатам, когда штурман заметил любопытный взгляд Стасика в его портфель -"мол, что это там такое еще выглядывает?" И вот тут-то штурмана "осенило" неосторожно пошутить. Как ни в чем ни бывало, он достает пистолет и протягивает "праваку" - "Петрович, твой!".
Можете ли Вы представить выражение лица шестилетнего мальчишки, который живьем увидел НАСТОЯЩИЙ ПИСТОЛЕТ, и ни где-нибудь в кино, а на расстоянии меньше метра от себя - рот полуоткрыт, глаза горят и всем своим блеском говорят: "только бы дали подержать, ну хоть немного". Штурман предварительно вынимает обойму, протягивает "ствол" в руки изумленному Стасику и при этом говорит: "Вот, зашел в магазин, смотрю - лежат. Ну и решил на всех взять. А тебе, что, отец не купил?"...
"Тишину" салона из приглушенного гула турбин и шелеста воздуха в системе кондиционирования прорезал душераздирающий рев подрастающего мужчины. Пассажиры 1-го салона вздрогнули и проснулись вмиг, сразу же забыв о сне уже до самой посадки. Отец метнулся в кабину, где ему на шею, буквально вцепившись за грудки, в истерике и с водопадом слез повис сын. Все это сопровождалось таким же диким смехом мужиков, от которого проснувшийся первый салон начал округлять глаза, а стюардессы недоуменно переглядываться, потому, что за свою историю они такого что-то не могли припомнить.
На первый вопрос отца: "Блин... тудыт рас тудыт, вы чё с ребенком сделали, дураки старые???", раздался второй приступ смеха, еще сильнее первого. В это время отец пытался оторвать Стасика от пиджака, который захлебываясь пытался что-то объяснить. Минут через пять, когда экипаж слегка смог отдышаться, отца спросили, а по-че-му он не купил пистолет сыну? Чем был вызван очередной приступ слез у Стасика и смеха у мужиков. В первом салоне стюардессы уже начинали успокаивать нервно вздрагивающих пассажиров и обещали сходить и посмотреть, что это там такое. Когда экипаж успокоился, отцу рассказали, как все было, после чего у него вырвался смешок и со словами укора: «Ну вы, блин, даете! Вот и доверь вам сына» - повел еще всхлипывающего Стасика в салон к маме, состояние которой вы, наверное, представляете.
Дорога из аэропорта Курумоч и весь остаток ночи нашими героями сейчас вспоминаются со смехом, а тогда с самого утра отцу пришлось собраться под непрекращающиеся просьбы Стасика и поехать с ним в магазин Детский Мир, где был выбран сыном лично и куплен отцом такой же черный, издалека напоминающий "Макаров" пистолет. Вот так эта поездка запомнилась всей семье.
***
Про этот случай я услышал в Липецке, на курсах РП, от наших преподавателей. Он был приведён как пример находчивости РП в очень нестандартной ситуации. Ночные полёты на МиГ-17, всё шло нормально, как вдруг в эфире звучит такой доклад: "501 – отошёл от ИПМ, высота – 8400, курс – 238. Ко мне в кабину – слева - кто-то заглядывает!". На КДП – пауза, затем просьба повторить доклад. Лётчик повторяет слово в слово. РП, очень уверенным голосом, отвечает: "501 – не бойся, это – свои!".
После посадки, на ЦЗ уже ждал взволнованный авиационный народ и "санитарка" с врачом. Но всё объяснилось просто. На левом крыле лежал специальный "трап", который всегда кладут перед заправкой самолёта топливом и крепят, чтобы не сползал. В темноте его не заметили и не сняли. Каким-то чудом он не оторвался на взлёте, а в горизонтальном полёте, из-за перепада давлений, трап стал иногда приподниматься и на доли секунды нависать над фонарём, что и увидел лётчик - как чёрную тень, "заглядывающую" в кабину.
Предыдущие статьи: