Раньше я считала, что нет. Я вожу к врачу, в сад, к логопеду и т.д. Они специалисты, а я - нет. Но динамика была очень низкая. Года два я приходила к осознанию необходимости занятий, и вот пришла. Это другой мир, это требует перестройки жизни и интересов. Когда еду на работу, думаю, что у нас в конкретном занятии не так, что поменять. Засыпаю, и думаю, в выходные между заданиями подбираю материал, рисую карточки..Звучит как крест на личной жизни, так и есть, но это не крест, это как крайне полезное хобби) Некоторые люди потом идут уже по этой профессии, потому что этот процесс увлекает, надо только начать.
Почему это всё надо?
1. Личность родителя. Родитель всегда намного более приятен ребенку, чем чужая тётя. Это даёт фору) Если человек не нравится другим детям, своему ребенку он обычно нравится. Занятия - время с ребенком, когда мама, вместо разговоров с подружками или просмотра сериалов, уделяет его ребенку. И ребенок достаточно быстро смекает, что это возможность получить безраздельное внимание родителя.
2. Уникальный материал, подобранный под конкретного ребенка. У логопеда есть много проверенных методик, а подбирать по интересам ребенка вряд ли будет. А у родителя такая возможность есть. Вот мы сейчас учим деревья, потому что нашли детскую площадку с большим количеством интересных деревьев. Даже облепиха есть прямо с ягодами! Купила еще карточки-пазлы, и учим. Так ведь эффективней будет.
3. Родитель может неожиданно в быту обнаружить навыки ребенка, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка ( если грубо, это то, что ребенок может сделать с помощью взрослого). И тут нужно совсем небольшое усилие, чтобы ребенок смог делать это самостоятельно. Специалист, который видит ребенка не часто, может и не заметить. Вот недавно обнаружила, что у моего ребенка появилось понимание верх-низ, право-лево. Сидим теперь, закрепляем. Я вообще не планировала этим заниматься, заметила случайно на прогулке. И тут прямо мини толчок, и навык готов, но надо все равно закрепить. А вот с предлогами бились 2 месяца, без толку. Решила отложить.
4. Дети с нарушениями очень разные, и разработать программу для конкретного ребенка, это как сшить специфическую одежду под очень нестандартную фигуру и особые потребности. Мы можем ходить на примерку 2 раза в неделю, а можем примерять несколько раз в день, менять выкройку каждый раз..
Только родители видят всего ребенка, и сильные, и слабые стороны. И можно, опираясь на сильные, подтягивать низы.
Конечно, родитель не может всё..Я совершенно не могу своему ребенку ставить звуки. Смотрю видео логопедов, пытаюсь сделать также, и даже у меня не получается воспроизвести нужный звук.. Поэтому за этим мы идём к специалисту, потом прошу совета - как закрепить. И далее уже я помогаю закрепить.
Также считаю важным периодического присутствия родителя на занятиях. Специалисты этого ужасно не любят, потому что дети ведут себя хуже. Но на начальном этапе мне это безумно помогло. Специалистам может казаться, что главное в их занятиях - методика. Мне кажется, не совсем. Хороший специалист на занятии особым образом говорит, у него особая смена интонаций, особое настроение..Трудно объяснить это, но я наблюдала не за тем, что они делали, а как..и важно тут всё. Специалист этого всего не замечает, потому что считает, это само собой разумеется.. Помню, был у меня инструктор по вождению, и он сидел тихо и очень злился. Вот чувствовала я это! От других не было такого. И ребенок всё чувствует, показная улыбка не прокатит. Тут нужно такое особое внутреннее состояние. И хороший специалист умеет это в себе "включать". Эти наблюдения помогли мне вообще взаимодействовать с ребенком, когда у нас не было даже понимания речи, и куча аутичных черт. Видео с занятий, где видно только ребенка, вообще не помогает в понимании, нужно видеть специалиста.
Так же на занятиях можно узнать, что не входит в программу специалиста. У нас логопед с ребенком не пишет и не рисует, Значит, письмо и рисование полностью на мне.
И с этим всем багажом нужно пытаться заниматься. В доме может стать не так чисто, еда может стать не такой изысканной, спортивные занятия заменятся на физкультуру с ребенком..Но это всё того стоит! И, если втянуться, это увлекательно и интересно!