В прошлой статье, посвященной агротехнологиям будущего, затрагивалась повестка трансформации пищевой индустрии через формирование нового структурного образа инновационных ферм и фудтеха.
В контексте данного материала речь пойдет об искусственном интеллекте и биотехе, которые способны на своем уникальном уровне в буквальном смысле революционизировать наши традиционные представления о том, что такое сельское хозяйство 4.0.
Искусственный интеллект (ИИ) в сельском хозяйстве: свой отраслевой Skynet
Использование искусственного интеллекта в различных сферах нашей жизни – уже состоявшийся факт близкого настоящего, а не далекого (и фантастического) будущего. В абсолютно обычном порядке вещей сейчас для ИИ на основе собранных больших данных (Big Data) предсказать сельскохозяйственную производительность, рыночный спрос на выращиваемый фермерский продукт, удой молока, погодные условия и климатические флуктуации. В текущий момент ИИ используется и в агророботах, которые собирают урожай, борются с вредителями, дозированно распыляя средства защиты растений, эффективно вычищают посредством компьютерного зрения фермерское поле от сорняков, безостановочно мониторят здоровье целевых сельхозкультур и состояние почвы, обеспечивают релевантные инсайты для оптимальной фермерской деятельности – функционал чрезвычайно широкий.
Вместе с тем, при всем при этом, современное человечество продолжает иметь дело с узкоспециальным или, как его еще принято называть, «слабым» ИИ (на англ. Weak AI или Narrow AI), ориентированным на выполнение отдельных, хотя, порой, и чрезвычайно сложных задач. Подобный ИИ (и единственный имеющийся сейчас в мире) не обладает сознанием, не ищет самостоятельности и самодостаточности. По сути дела, «слабый ИИ» - отличный узкопрофильный исполнитель без инициативы, свободы интеллектуального маневрирования и внутренней мотивации, работающий эффективно, но «из-под палки» - лишь когда определенная задача понятна, известна и поставлена перед ИИ строго регламентированым способом.
Что такое «сильный искусственный интеллект» (на англ. Strong AI или Artificial General Intelligence – AGI)?
Сильный AI (или ИИ общего уровня) – новая фаза технологического развития, когда машины способны мыслить и принимать различные решения как человек без какого-либо излишнего, дополнительного программирования или директивного специализированного научения.
Что будет в будущем представлять собой AGI в сельском хозяйстве и как будут реализовываться его алгоритмы в агротехнологической деятельности?
Вполне очевидно, что AGI будет способствовать агроразвитию через более комплексный процесс принятия решений (ППР) посредством слияния в единый информационный поток различный модальностей – изображений, звуков, текстов, графического знания, аккумулированного робототехникой и прочее.
Вектор развития №1.
AGI революционизирует способы взаимодействия фермера с агророботами. Используя языковые модели и машинное обучение, роботы будут способны понимать и реагировать на человеческие команды (текстовые или звуковые).
Вектор развития №2.
AGI революционизирует способы взаимодействия агророботов друг с другом. Машины будут самостоятельно распределять задачи, координировать хозяйственную деятельность, коммуницировать по поводу возникающих проблем и очередности, приоритизации их решения.
Оговоримся, что это только один из многих аспектов интеграции AGI в сельское хозяйство через физическое воплощение (т.е. роботов). AGI может и улучшить эффективность существующих систем классического ИИ (AI) в системах управления производством, биотехе и пр.
Агробиотехнологии будущего: быстрее и дешевле, а значит эффективнее и лучше
Любой биотехнологический продукт – при этом область применения абсолютна не важна: сельское хозяйство, медицина, фармакология или экологические практики – в основе своей базируется на так называемом секвенировании генома (т.е. определении всей последовательности ДНК живого организма).
Геном каждого отдельного человека имеет уникальную конфигурацию 6 млрд букв (A, C, G, T). Идентификация последовательности этих букв в свое время занимала десятилетия, а также стоила огромных денежных средств.
Так, буквально вошедший в историю планеты Земля международный научно-исследовательский проект «Геном человека» (на англ. The Human Genome Project), расшифровавший все гены человеческого генома, стоил 2.7 млрд долл., задействовал тысячи ученых и продолжался целых 13 лет (1990-2003 гг.).
Та же самая процедура 10 лет назад стоила уже 10 000 долл., пару лет назад – 1 000 долл., сейчас – меньше 600 долл.!
То же самое можно сказать обо всем, что, так или иначе, связанно с геномом и генетическими манипуляциями. Биотех становится сложнее, но эта сложность, комплексность завязана на скорости, оперативном, стремительном поиске новых биотех-решений.
Взять хотя бы геномную (или точную) селекцию. Не вдаваясь в подробности, скажем, что такая технология ускоряет селективный процесс, а также позволяет улучшить генофонд, используя информацию о ДНК-маркерах, тесно ассоциированных с проявлением экономически важных признаков. Срок селекции сокращается с 10-15 лет до 2-3, и это только начало.
Четко представляется, что дальше мы будет являться свидетелями не только появления новых биотех-инструментов, но и временной, экономической и энергической оптимизации реализации старых механизмов (ГМО и пр.). Новый продукт будет создаваться в рекордно сжатый период, словно речь идет о запуске новой продуктовой линейки, и не о биологических НИОКР.
Агротех в России: систематизация опыта для благополучия будущих поколений
Предельно эффективное, а также оперативное преодоление проблемы продовольственной безопасности в ближайшие десятилетия – это задача сугубо международного, транснационального масштаба (недаром данная повестка находится в пространстве исключительно критических интересов ООН).
В данном контексте каждое государство реализует свой национальный инновационный потенциал для применения и интеграции в сельском хозяйстве, тем самым внося свою эксклюзивную лепту в общее дело борьбы с мировым голодом, истощением ресурсов, ухудшением природных экосистем, сокращением плодородия почв на фоне непрекращающегося роста популяции Земли (по оценкам ООН, до 9.8 млрд чел. к 2050 году).
Важность развития агротехнологий для обеспечения благополучия настоящего и будущего поколений осознается на высочайшем официальном уровне и в Российской Федерации.
Россия, располагая обширными территориями, огромной ресурсной базой, подкованным в аграрных делах фермерских населением, развитым сельским хозяйством, ориентированным не только на самообеспечение, но и на мировой экспорт, формирует возможности для развития сельхозинноваций.
Один из переломных моментов продвижения подобной повестки – запуск в июне 2022 года Россельхозбанком АгроИнвест Клуба, закрытого сообщества опытных инвесторов, готовых поддерживать рост наиболее перспективных российских и зарубежных агростартапов. Благодаря данной площадке, через проведение презентационных питч-сессий, обсуждение, деловые знакомства и многоформатную комплексную поддержку отраслевой бизнес получает уникальную возможность реализовать свою идею или продукт.
Примечательно, что на открытии Клуба в июне 2022 года лучшим было признано выступление стартапа KSITEST, который занимается разработкой уже упомянутой ранее «агротехнологии будущего» - геномной селекции. Если более конкретно, это первый в России сервис для геномной селекции коров, овец и свиней.
Помимо всего прочего, уже создана экосистема для агротех-стартапов «РСХБ в цифре», которая предоставляет им возможность заявить о себе, узнать обо всех мероприятиях, акселератох и хакатонах, а также подать заявки на участие в них.