И снова про исходники. Сколько я не писала на эту тему статей - тема бесконечная:)
Сегодня я прочитала очередной комментарий от одного из своих читателей. Комментарий на тему исходников. Если кратко, то вопрос следующий:
«Зачем мне нужны обработанные фотографии от фотографа, если я сам ретушер. Многие фотографы отказываются отдавать только исходники, а если отдают в обработке, то мне она не нравится и я бы сделал лучше.»
Вот примерно такая суть. Только маленький нюанс, незначительный для комментатора - сам я фотографировать не умею, у меня даже камеры нет!»
И вот еще один комментарий, полученный тоже сегодня:
«А если нужна простенькая Фотосессия на природе, почему бы не отдать исходники, там же только цветкорр и всё….
Ну что ж, давайте поговорим:) Я и фотограф, и ретушер. И начала я свою карьеру как раз не с фотосессий, а с ретуши, обработки и коллажирования. Поэтому, надеюсь, имею право говорить и от имени фотографов, и от имени ретушеров.
Начнем со второго комментария, где речь о простой Фотосессии на природе.
❗️Во первых исходники отдавать можно, никто не запрещает:) Я отдаю в 99% съемок. Только есть нюансы, есть «сложные случаи, есть в конце концов желание или нежелание фотографа и это его полное право. Об этом и писала в статье, к которой и поступают комментарии.
Но дело то не в том, чтобы отдать или не отдать. Дело в том, что те, кто топят за исходники упускают одну важную деталь - личность фотографа, его «видение», его творческую составляющую.
То есть выбираем фотографа по портфолио (а в нем как раз обработка), а хотим, чтобы он отдал нам «сырой материал», в надежде, что он будет так же хорош, как и в обработке и останется лишь чуток поколдовать и вау-ля!
При этом просьба отснять и отдать только исходники для профессионального фотографа, даже фотохудожника сродни тому, что его попросят забыть всё, чему он учился в плане постобработки и самое главное - сменить манеру съемки! Грубо говоря, снимать так, как он не привык, как он не хочет и как ему неудобно.
Вот пример простенькой съемки. Как раз ответ на второй комментарий о фотосессии на природе:
Кстати, это пример самого бюджетного моего фотопроекта - серии минифотосессий в Ботаническом саду. Продолжительность - 15-20 минут, съемка стоит совсем недорого, никакого оборудования, стилистов и тд.
Но! Снимала немного на Гелиос, немного с отражателем, немного с контровым светом. В солнечный день, поэтому тут и выбитое небо, и жесткие тени, и потеря сочности цвета….в общем полный набор «побочек», которые хочется не только подправить в редакторах, но и поколдовать над цветами, над ретушью кожи, ягодки на деревьях «подкрасить», где-то солнышко приглушить, а где-то наоборот сделать ярче. В общем, в моем случае и в моем жанре, который я для себя сама выбрала - обработки немало.
Но самое главное, я хочу чтобы серия фотографий смотрелась целостно.
Фотоистория, а не отдельно выбранные кадры.
Тогда можно и книгу напечатать, и в социальные сети красиво разместить.
Вот так мне работать интересно, и дело не в деньгах, как вы поняли, дело в творчестве и стремлении к определенному результату.
А какая мотивация должна быть у меня, чтобы прийти на съемку, которая предполагает отдать только исходники? Материал, который я могла бы сделать круто - я сделаю НЕ круто. Сделаю хуже, чем могу и при этом осознанно?
Более того, заказчик то считает, что освободил меня от «лишней» работы и хочет, чтобы фотосессию я провела дешевле, чем по прайсу с обработкой:)
🤷🏼♀️ Получается за мой дискомфорт я еще и получу меньше, чем получаю за комфортную работу. Ну не абсурд?
Многие просто не могут понять, что понятие «фотограф» это что-то целостное, что-то, что связанно с творчеством, долгим обучением и стремлением к определенному результату и качеству.
Разве нет ничего такого в том, что художника попросят на время стать маляром, а краснодеревщика переквалифицируют в рабочего, который просто рубит деревья?
Найти фотографа, который отработает только на исходники вообще не проблема. Но почему вопросы подобного рода поступают творческим фотографам, которые демонстрируют свои фотографии в своем портфолио, где очевидна обработка?
Речь не о репортаже, а именно о художественных постановочных фотографиях.
Возвращаясь к первому комментарию от ретушера могу сказать, что фотография не делится на части.
Если хочешь получить классный результат, заказывать нужно хорошего фотографа, фотографии которого НРАВЯТСЯ!
Если хочешь творить сам - твори сам. От начала и до конца.
Если надеешься, что тебе кто-нибудь кое-как наснимает сырого материала, который обработав самостоятельно превратится в шедевр…не превратится.
Именно потому, что творческий человек «видит» готовый кадр еще до момента спуска затвора камеры.
А что «видит» фотограф, который отдаст только тот самый щелчок? Фотограф, который даже не замотивирован в своем же результате?
Оптимальный вариант заказать хорошего фотографа, оплатить полную услугу и попросить исходники, как дополнение. В этом проблем вообще нет. И я, и большинство фотографов исходники отдадут.
Но только, если отработают съемку так, как видят её сами.
Только на исходники врядли можно уговорить того фотографа, для которого обработка - это необходимый этап.
А уж отдавать исходники или нет, об этом я писала очень много. В моей практике была лишь пара случаев, когда исходники я не отдала. Но на то была причина.
И в заключение совет фотографам -
Если отдаете исходники, то подписывайте соглашение с заказчиком и отдавайте их только после того, как заказчик увидит и примет основной материал.
У меня текст примерно такой:
«Подтверждаю, что фотографии получены, претензий не имею. Гарантирую, что при выставлении в социальные сети исходников или фотографий в моей личной обработке и ретуши - имя фотографа упоминаться не будет».
Удачи вам и творческого вдохновения! И спасибо, что прочитали😊🌹