РАЗДЕЛ 4.1. ПЕРВЫЙ КЛАСС
Надеюсь, долго скучать без моих рассказов Вам не пришлось, МОИ ПОТОМКИ и дорогие читатели.
Но прежде, чем начать летопись моих первых школьных дел и приключений, хотел бы заострить Ваше внимание на отношении советского НАРОДНОГО государства к КУЛЬТУРЕ и, соответственно, к ОБРАЗОВАНИЮ граждан страны.
Еще до образования СССР (после нескольких революций и Гражданской войны, принесших массовое беспризорничество) большевики в Лето 1921/7429 РХ/СМЗХ организовали Комиссию по улучшению жизни детей, которая, в частности, занималась и просвещением.
Даже враги СССР признавали тот факт, что в НАШЕЙ НАРОДНОЙ СОВЕТСКОЙ СТРАНЕ ЛУЧШЕЕ в мире образование.
С лета 1972/7480 РХ/СМЗХ в СССР было введено всеобщее среднее (8 классов) образование. С Лета 1956/7464 РХ/СМЗХ обучение в старших классах стало бесплатным, а при Леониде Ильиче Брежневе (Первом секретаре ЦК КПСС в 1964-1966/7472-7474 РХ/СМЗХ и Генеральном секретаре ЦК КПСС в 1966-1982/7474-7490 РХ/СМЗХ) и высшее образование стало бесплатным [я получал еще и стипендию 40-45 рублей, а отличники (Ленинская стипендия) – 100 рублей]. То есть уже через двадцать лет после разрушительнейшей войны, в которой (как я уже писал, СССР потерял более трети своего благосостояния) советское государство нашло возможность перейти полностью на бесплатное образование. По воспоминаниям соратников Иосифа Виссарионовича Сталина (а мы вспоминаем рассказ о моем дедушке Александре Анисимовиче Иванове), он, веря в советский народ, постепенно хотел ввести в СССР всеобщее высшее образование.
При таком подходе к образованию граждан страны, соответствующее внимание государства получали учителя школ и преподавательский состав ВУЗов (высших учебных заведений).
12 февраля / 23 ГэйЛетъ 1948/7456 РХ/СМЗХ был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении учителей орденами и медалями СССР за выслугу лет и безупречную работу» (https://ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президиума_ВС_СССР_от_12.02.1948_о_награждении_учителей_орденами_и_медалями_СССР_за_выслугу_лет_и_безупречную_работу).
В СССР просто так граждане страны правительственные награды не получали. И этот Указ говорит как о реальной оценке напряженности труда учителя, его вкладе в воспитание будущего строителя развитого социализма (как тогда говорили), а потом и справедливого во всех отношениях коммунистического общества (как говорят НАШИ ВЕДЫ давным-давно у НАШЕГО РОДА было именно такое ОБЩЕСТВО), так и о ВЫСОКОМ КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ и УРОВНЕ ОБРАЗОВАННОСТИ И КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН СССР (!!!).
Мой первый учитель, Анна Петровна, получила «Орден Ленина» как раз тогда, когда я учился у нее в 1 «Б» классе средней школы № 48 города Краснодара. Об этом я узнал от своей бабушки Ани, так как на уроки Анна Петровна, естественно, с орденом не приходила.
Средняя школа № 48 была специализированной. В ней со второго класса начинали изучать иностранные языки, а еще проходило усиленное изучение математики, физики и химии. Но насладиться столь заманчивой учебой в престижной школе мне не довелось, так как моя семья в Лето 1967/7475 РХ/СМЗХ получила ДОЛГОЖДАННУЮ новую трехкомнатную квартиру на улице Старокубанской.
Память весьма избирательна. Свой первый звонок я абсолютно не помню. Так как была среда, могу предположить только, что 1 сентября / 20 ТайЛетъ 1965/7473 РХ/СМЗХ я отправился в школу с бабушкой Аней, так как родители были на работе. Скорее всего родители передали нас Анне Петровне, что-то у нее спросили и удалились, а тридцать восемь новоиспеченных первоклашек гуськом направились за учителем в свой первый в жизни класс.
А вот последний звонок выпускников школы, с большой вероятностью 31 мая / 8 ВэйЛетъ 1966/7474 РХ/СМЗХ, хотя бы смутно, но помню.
Во первых, наш класс сфотографировали (фото ниже)
А после фотографирования старшеклассники подарили нам воздушные шарики, взяли нас за ручки и все мы отправились погулять в горпарк. По пути остановились почтить память советских воинов-освободителей у монумента, установленного к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кстати, первое время у монумента горел "ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ".
А после первого звонка, руководимые опытной рукой Анны Петровны, мы сразу же включились в учебу. Счетные палочки, пенал, цветные карандаши, стирательная резинка, прописи и, конечно, букварь – все это доставалось из наших портфельчиков и активно использовалось с первых дней учебы.
Практически все школьники Краснодара в то время ходили на уроки с чернильницами и перьевыми ручками (и запасными перьями для этих ручек). А в тетради вкладывали промокательную бумагу для промокания чернил.
Кстати, на почте (да и во всех учреждениях) для заполнения всевозможных документов выставляли чернильницы с перьевыми ручками и пресс-папье для промокания чернил на бумаге.
В моей первой школе с первого класса ученики писали заправляемыми чернилами авторучками.
Для заправки ручки на ее конце под отвинчивающимся колпачком была своеобразная пипетка или вращающаяся деталь поршня для заполнения ручки чернилами.
Начало обучения в первом классе сорок восьмой школы было почти такое же, как и везде, за небольшим исключением. В эту школу принимали уже мало-мальски умеющих читать и считать. Хвала РОДНЫМ БОГАМ, еще в садике нас этому учили. А вот правилам быстрого чтения и счета нас уже учила Анна Петровна.
Любовь к чтению также прививалась нам Анной Петровной с первых дней учебы. А начиналось это с коллективной записи всего 1 "Б" в библиотеку имени братьев Игнатовых.
Когда мы через пару недель учебы первый раз пришли в библиотеку, нам сначала рассказали о подвиге братьев-героев.
Чтобы пустить под откос фашистский состав с техникой и солдатами, Евгений и Геннадий заминировали железнодорожное полотно специальным фугасом, но у него заклинил предохранитель и тогда братья бросились под поезд с противотанковыми гранатами, благодаря чему взрыв все-таки произошел. Их отец Петр Карпович, командир партизанского отряда, все это видел и после войны написал книгу о сыновьях-героях. А было это 10 октября / 20 Рамхатъ Лета 1942/7450 РХ/СМЗХ. Хорошо запомнил эту дату, когда в библиотеке имени Братьев Игнатовых нам рассказывали о подвиге братьев потому, что это произошло в день рождения моей любимой бабушки Анны Сергеевны (теперь в Краснодаре имя братьев Игнатовых, помимо краевой детской библиотеки, носят школа № 8, где учился Геннадий Игнатов, улица и один из кораблей Кубанского речного пароходства).
После рассказа о том, почему библиотека носит имя братьев Игнатовых, нас привели в комнату, в которой «лечат» книги, и показали как при помощи клея и бумаги надо оказывать помощь книжкам-пациентам, если они «приболели или получили травму». Объяснили, что с книгами надо обращаться очень бережно и сдавать прочитанные обязательно в надлежащем виде, а если перед сдачей вдруг обнаружится пораненная страничка или обложка, ее надо сразу подлечить.
Затем нам показали, как ориентироваться на книжных полках зала для младших школьников, после чего одновременно сразу несколько библиотекарей довольно быстро записали нас в библиотеку.
В дальнейшем мы уже сами приходили в библиотеку для сдачи и получения новых книг. Библиотекари подсказывали нам при выборе новых книг, а также следили за тем, чтобы мы вписывались в сроки прочтения (обычно 7-10 дней, но если не дочитал, можно было продлить чтение – главное принести книгу для продления).
Собственно, каких-то ярких событий в первом классе у меня не было. Читал, считал я неплохо, немного досаждали прописи с их монотонным копированием по шаблонам крючочков, линий, букв, слов, да еще с изменением нажима на перо при написании (нажимы авторучкой было делать тяжелее, чем обычным пером). Настоящих друзей в классе не появилось, а во дворе на Красной, 2 они еще были маленькими.
Дома я помогал бабушке Ане отделять крупу от ненужных включений, взбивать (насколько мог это хорошо сделать) гоголь-моголь из желтка яйца и сахара, пробовал размешивать муку с водой для блинов. Мне это нравилось. Относительно недалеко от нашего дома на углу улиц Красной и Пушкина был гастроном, куда я по поручению бабушки ходил за сыром, колбаской, творогом, хлебом. А еще на угол улиц Тельмана (сейчас Постовая) и Коммунаров по утрам привозили бочку со свежим молоком. Когда я (с литровым бидоном) и бабушка (с бидоном на 3 литра), а когда и я один со своим маленьким бидончиком посещали эту бочку. А днем на этом месте стояла бочка с квасом или с пивом, а иногда две бочки и с тем, и с другим.
Культурная программа семьи оставалась прежней: ходили в кинотеатры, парки, летом купались на пляже Затона, читали книги, ходили в гости к родственникам и знакомым, зимой или у мамы, или у папы на работе проходили утренники с елкой, Дедом Морозом и Снегурочкой и, естественно, с новогодними подарками (конфеты, шоколад, мандарины). Подарки с работы родители приносили и на любимые советские праздники (23 февраля, 8 марта, 1 мая, 7 ноября)
Родители очень ждали открытия нового здания театра оперетты (которую безумно любили). А у меня добавился просмотр мультфильмов у соседей (Крикуны купили телевизор - см. раздел о Красной, 2), неизменно сопровождавшийся поеданием очень вкусных сухариков (сушившихся на русской печи), а дома мы ВСЕЙ СЕМЬЕЙ смотрели диафильмы (папа между сеансами еще в лучах света изображал руками разных зверушек).
А еще Анна Петровна в декабре / БейЛетъ 1965/7473 РХ/СМЗХ научила нас делать елочные украшения и игрушки из цветной бумаги, скорлупы грецкого ореха, яичной скорлупы, веточек и ваты.
Пожалуй, ничего особенного из событий в первом классе не забыл.
До встречи с Сережей Ивановым во втором классе!
ВСЕХ ВСЕМ БЛАГ!
БЫТЬ ДОБРУ!